По ту сторону занавеса

В Разин| опубликовано в номере №576, май 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Над Москвой сгустились сумерки. Зажглись яркие фонари на площадях и улицах столицы, вспыхнули разноцветные рекламы, замелькали огни автомобилей, автобусов, троллейбусов. За массивными колоннами Большого театра засветились стеклянные афиши: идёт «Борис Годунов».

Отделанные золотом и красным бархатом ярусы и ложи заполняются зрителями. Постепенно гаснут огни огромной хрустальной люстры. Короткий взмах дирижёрской палочки - и вот в зале плывёт медленная, торжественная музыка увертюры...

Окончилась первая картина оперы. Зрительный зал и сцена погрузились в темноту: происходит смена декораций. Посмотрим, что делается в это время на невидимой зрителям, тёмной сцене.

За кулисами работают сотни людей, движутся многочисленные сложные механизмы. Здесь проложены десятки километров электрических и телефонных проводов. В театре есть главный инженер, начальники цехов и целые бригады механиков и электриков. Как на большом заводе, в театре имеется жёсткий график работ для каждого спектакля. Каждая операция здесь рассчитана по секундам.

Велико техническое оснащение крупнейшего русского театра. Здесь и мощные электролебёдки, и телефон, и радио, и точные приборы, и прожекторы.

Под самым потолком на колосниках работают молодые машинисты Фёдор Комов и Виктор Кашлинов. За несколько минут перерыва между картинами машинисты должны поднять старые и опустить новые декорации. Дело, казалось бы, несложное, но оно требует большой сноровки и точности. Достаточно полотну декорации опуститься на несколько сантиметров ниже положенного, как на нём появятся грубые складки, «мраморные» колонны

повалятся в сторону, «деревья» превратятся в низкорослый уродливый кустарник, и вся картина будет испорчена.

Перед машинистами различные рубильники, кнопки, небольшие приборы с циферблатами. Услышав сигнал ведущего режиссёра. Виктор Кашлинов переводит одну из стрелок на циферблате и нажимает маленькую кнопку. Скрытые в специальных помещениях реле включают мощные электролебедки. Широкое полотно декорации начинает опускаться. И тогда по циферблату бежит вторая стрелка. Когда обе они совместятся, реле автоматически выключает моторы: декорация становится на предназначенное ей место. Такие приборы помогают точно регулировать высоту подъёма и спуска декораций. Это особенно важно, когда машинистам приходится работать в полной темноте.

... Антракт. Когда зрители, оживлённо переговариваясь, заполняют великолепные залы театра, на сцене, закрытой золотистым занавесом, кипит напряжённая работа. Через большие двери вносят бутафорию, опускают декорацию, осветители переставляют прожекторы. Вот, двигая перед собой прожектор, укреплённый на маленькой тележке, из - за кулис появляется невысокая девушка. Это осветитель правой стороны сцены комсомолка Вера Пушкарёва. Установив прожектор, девушка быстро и ловко соединяет его проводом с одним из штепселей. Неподалёку работает её подруга комсомолка Роза Панкратова. Сейчас она вставляет цветные стёкла в отражатели в фонари.

Обе девушки недавно начали работать в Большом театре ученицами. Вначале каждая из них клала в карман своего рабочего халата листок бумаги, на котором было написано, в каком порядке какие фонари и прожекторы нужно установить для каждой картины. Теперь подруги выполняют сложные и ответственные задания без «шпаргалок».

Во время антракта становится оживлённо и в артистических уборных. Актёры поступают в распоряжение гримёров и парикмахеров. У народного артиста А. С. Пирогова во время действия отклеился край бороды, её нужно успеть поправить, а заодно подновить н весь грим. На сцене нет

мелочей. Плохо надетый парик или неряшливый костюм могут испортить игру самого хорошего актёра. Вот почему уже за несколько часов до начала спектакля портные тщательно гладят костюмы, парикмахеры завивают парики и усы, гримёры приготовляют краски.

На левой стороне сцены установлен режиссёрский пульт управления. Отсюда тянутся провода во все уголки огромного театра. На щите ряды разноцветных лампочек, кнопок, красных выключателей. Ведущий режиссёр спектакля М. Смирнов нажимает кнопку - и на щите вспыхивают белые контрольные лампочки: «Линия в порядке». Во всех служебных помещениях раздаются громкие звонки. Поворот одного из красных выключателей - и на щите загорается красный сигнал: «Микрофон включён». Из громкоговорителей, установленных в артистических уборных, комнатах отдыха, коридорах, слышится команда режиссёра:

- Внимание! Начинается третья картина!

... На сцене тёмная келья Чудова монастыря. В мрачном одеянии пишет свою летопись Пимен. Перед ним тускло мерцает маленькая лампадка: во время антракта в отражатели вставили синие стёкла. Слышится хор монахов за сценой. Направленный сверху луч света падает на Григория. Медленно зажигаются добавочные фонари. Начинается рассвет...

Всем освещением руководит старший осветитель, находящийся на «командном пункте»: он спрятан в трюме под сценой, и сверху видна только небольшая раковина смотрового окошка. Вдоль небольшой комнаты протянулись длинные металлические барабаны. По их узким прорезям передвигаются небольшие ручки, которыми включают многочисленные прожекторы, софиты и лампы отражателей.

Во время спектакля на командном пункте осветителей то и дело раздаются звонки ведущего режиссёра. Тогда осветители быстро передвигают рукоятки. Подчиняясь им, огромная сцена то погружается в темноту ночи. то озаряется ярким солнечным светом.

В «регуляторной будке» трудятся старший бригадир осветителей А. Сафронов и помощник заведующего осветительным цехом А. Мельников. Скоро оба они будут праздновать 20 - летний юбилей своей работы в Большом театре. За эти годы старейшие осветители театра научились, не заглядывая в «партитуру света», на память управлять освещением любого спектакля. Вот и сейчас они внимательно наблюдают за сценой. Через несколько секунд на сцене должно стать светлее. Передвинув несколько рычагов на барабане, А. Мельников нажимает кнопку. Сдвинув с места ползуны больших реостатов, заработали маленькие электромоторы. Они приводят в действие сложную систему регулятора освещения. В этот же момент на рампе, в ложах и кулисах зажигаются новые прожекторы.

Одна за другой меняются картины. На сцене появляется корчма на литовской границе, фонтан, царский терем в Кремле. За кулисами репродукторы передают то трагический монолог Бориса Годунова, то дуэт Марины Мнишек и Самозванца, то тоскливый плач Юродивого. Трансляцию со сцены изредка прерывает ведущий режиссёр оперы:

- Внимание! Начинаем четвертое действие!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Связная Цзинь Фын

Продолжение. См. «Смену» №№ 6,7, 8 и 9