Паруса над степью

Владимир Шумков| опубликовано в номере №1235, ноябрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

В армии Александр встретился с человеком, сумевшим разглядеть в нем художника. Он стал много и серьезно работать. Сотрудничал в газете черноморских моряков «Флаг Родины», участвовал в художественных конкурсах. На весенней художественной выставке 1965 года в Севастополе впервые были показаны четыре его рисунка.

Демобилизовавшись, он остался в Севастополе, стал художником в матросском клубе. В этом клубе и состоялась его первая персональная выставка.

Будучи как-то в Сочи, Александр познакомился с местным архитектором Евгением Сердюковым, и тот увлек молодого художника широкими возможностями оформительского творчества; в городе, где идет постоянное строительство, где раздолье для художника-монументалиста.

Сейчас Александр Неумывакин живет в Волгодонске. Здесь все располагает к творчеству, к полету фантазии. И то, что строится завод будущего – Атоммаш, и то, что строят этот завод-гигант удивительные люди, романтики, пришедшие сюда, когда на месте теперешнего города расстилалась широкая степь.

Художник увлеченно собирает материал о людях стройки. О таких, как, например, Александр Иванович Московцев, который строил Ташкент, Тольятти, Набережные Челны. Теперь он руководит комплексной бригадой управления «Волгодонскэнергожилстрой», возводит жилье для рабочих будущего завода. Когда художник попросил Московцева попозировать, тот согласился и уделил ему целый день. А потом выяснилось, что этот свободный день у бригадира был первым выходным днем в этом году...

Александр Неумывакин написал портрет и Анатолия Григорьевича Удалкина, ударника Атоммаша, тоже бригадира комплексной бригады, которая 15 января 1975 года установила первую панель первого дома Атомграда. Анатолий Григорьевич всю свою жизнь строил – Целиноград и Москву, Тольятти и Набережные Челны... Имена таких людей, как Московцев и Удалкин, овеяны романтикой первостроительства. Они, как герои известной песни, дарят людям голубые города. И как напоминание об этом – романтический колорит в портретах Неумывакина.

Портреты Александр пишет с особым удовольствием. Этот жанр притягивает его тем, что приходится как бы проникать в глубь судеб, характеров.

– То, что мы видим, – говорит он, – это лишь нечто внешнее. Надо проникнуть внутрь, раскрыть сущностное содержание человеческой личности. Поэтому начинаешь работу над портретом всегда с каким-то трепетом, как хирург, кистью-скальпелем осторожно вскрываешь оболочку, ищешь главное...

Познавая окружающий мир, людей, надо и самому твердо стоять на этой земле, иметь ясное творческое кредо. Без этого, убежден Александр, нет художника, как дерева без корней, как дома без фундамента. На формирование художественного мировоззрения Александра Неумывакина решающее влияние оказали и великие мастера древнерусской живописи – Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек, и выдающиеся художники советской эпохи – А. Дейнека, К. Петров-Водкин, и наши современники – Т. Салахов, И. Обросов, П. Оссовский...

Работа Александра Неумывакина в Атомграде только началась. Кроме «Надежды», художник успел оформить интерьеры аптеки и детского сада. Казалось бы, что оформлять в аптеке? Мы привыкли к тому, что главным украшением аптечного интерьера являются пузырьки и коробочки с лекарствами. А здесь?

– Мне хотелось внести в оформление аптеки философский элемент, напомнить, что фармацевтика – одна из древнейших наук на земле, – говорит художник. – У нас аптеки появились в средние века, а на востоке и того раньше. Я решил использовать два цвета – белый и красный. Белый в восточной философии – это цвет вечности. Красный – цвет крови. Решение интерьера аптеки чисто архитектурное: фриз выполнен из поролоновых подушек, обтянутых красной искусственной кожей, белый потолок, светильники с оригинальными экранами. Вдоль одной из стен идет двенадцатиметровый карниз для штор, а по всему карнизу – текст из Гиппократа, исполненный строгим и четким шрифтом...

В детском саду во всех двенадцати комнатах Александр сделал по большой эмалевой картине на темы русских сказок. По бокам каждой картины на деревянных плашках укрепил алюминиевые тарелки с вытравленными на них детскими рисунками. Впечатления детства остаются с нами на всю жизнь. И уж наверняка у детишек из этого детского сада навсегда останутся в памяти эти причудливые и радостные картины-сказки...

На очереди у художника – оформление торгового центра. Созданы уже первые эскизы, в которых Александр Неумывакин запечатлел образы русской истории.

...По широкой степи, напоенной ароматом трав, скачет табун лошадей. Всклокочены гривы, напряжены до предела мускулы животных, рассыпается в воздухе дробный топот копыт. В багряном зареве восхода кони вдруг становятся красными. И возникают в памяти блоковские и есенинские строки... Впереди у Александра Неумывакина много забот. И скоро, очень скоро предстанет перед взором людей сияющая эмблема удивительного города Атомграда. Он будет таким, каким открылся когда-то художнику, увидевшему его кораблем под голубыми парусами, плывущим в будущее.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Время против времени

Фантастический роман