Отец русской авиации

А Космодемьянский| опубликовано в номере №573, Апрель 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Н. Е. Жуковский

Вторая половина прошлого века ознаменовалась в России необычайно быстрым развитием техники как гражданской, так и военной. Это была техника нарождающегося промышленного капитализма, время практического осуществления таких технических изобретений, как паровоз и пароход. Применение паровых машин привело к зарождению механизации промышленности. В пореформенной России этот процесс шёл очень быстрыми темпами.

Это наложило своеобразие на технический прогресс нашей страны и определило в какой - то степени развитие научной мысли в России. Главой нового направления научных исследований по механике в то время явился Н. Е. Жуковский - профессор Московского университета и Высшего технического училища. Глубокий знаток классического наследства в области теоретической механики, любознательный наблюдатель и естествоиспытатель, создатель аэродинамической школы мирового значения, обаятельный, мудрый, простой человек, прославивший на много столетий Россию и русское имя, - таким знает Жуковского наша страна, создавшая за годы сталинских пятилеток первоклассную авиационную промышленность.

Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года в деревне Орехово, Владимирской губернии, где он и провёл детские годы. Навсегда осталась у него глубокая привязанность к этой деревушке. Всю жизнь Николай Егорович с величайшим удовольствием проводил здесь каникулярное время, в окрестностях Орехова любил он целыми днями бродить с ружьём. Здесь же родились и первые мысли об опытах по определению подъёмной силы и исследованию спектров обтекания.

В феврале 1858 года Жуковский приехал в Москву и поступил в 4 - ю Московскую мужскую гимназию, во время обучения в которой он выделяется как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. Окончив гимназию, Николай Егорович

поступил на физико - математический факультет Московского университета. Он с увлечением занимался механикой. Пребывание в университете, который он окончил в 1868 году, определило область научных интересов Жуковского. Он всецело посвящает себя механике.

С 1870 года Жуковский работает преподавателем физики 2 - й женской гимназии и готовится к сдаче экзаменов на первую научную степень, а с 1872 года становится преподавателем Московского высшего технического училища. Спустя 14 лет Жуковский защищает диссертацию на степень доктора прикладной математики. Темой его диссертации была работа о прочности движения. С 1886 года он профессор Московского университета по кафедре прикладной математики, а спустя год занимает одновременно должность профессора по кафедре аналитической механики в Московском высшем техническом училище. С этими двумя крупнейшими высшими учебными заведениями нашей страны была тесно связана вся дальнейшая педагогическая и научная деятельность Жуковского. Здесь он развернул широкую экспериментальную работу, сплотив вокруг себя большой коллектив учеников и последователей.

Николай Егорович Жуковский умел объединить в общей работе людей разных темпераментов, различного таланта и способностей Непрерывно занятый научной работой, он создавал вокруг себя атмосферу напряжённого труда и здорового оптимизма.

Сам Николай Егорович не отказывался ни от какой работы, видя и в малом большое. В 1897 - 1898 годах Жуковский был привлечён к работам по постройке нового московского водопровода. На него было возложено руководство опытами над ударами воды в водопроводных трубах.

«Эти опыты дали интересные результаты, - писал Н. Е. Жуковский, - которые, насколько мне известно, до сих пор не указаны в технической литературе; оказалось, что все явления при гидравлическом ударе объясняются возникновением и распространением в трубах ударной волны, происходящей от сжатия воды и от расширения стенок трубы».

Жуковский доказал, что гидравлический удар распространяется по водопроводной трубе с постоянной скоростью. Если ударная волна достигает тупиков, то сила ударного давления удваивается. Лучшим способом предохранения труб от гидравлических ударов являются приспособления для медленного закрытия кранов.

Формулы Жуковского, полученные при изучении явлений гидравлического удара, вот уже более 50 лет являются основными при расчётах водопроводных труб. Работы Н. Е. Жуковского были переведены на французский, английский и немецкий языки и доставили автору мировую известность.

Найденное Н. Е. Жуковским решение задачи о гидравлическом ударе дало возможность определять место аварии водопровода, не выходя из помещения насосной станции и не дожидаясь, когда на месте разрушения трубы вода выступит на поверхность мостовой.

Научные заслуги Н. Е. Жуковского были отмечены в 1894 году избранием его в члены - корреспонденты Академии наук.

Жуковский - выдающийся организатор русской науки. Он был активным участником Политехнического общества... Общества любителей естествознания и Московского математического общества, президентом которого он состоял с 1905 года. На этом посту он остаётся до конца своей жизни. Благодаря ему Математическое общество превратилось в крупный научный центр, объединивший учёных различных специальностей.

Позднее Николай Егорович ведёт необычайно напряжённую работу по созданию русской авиации, деятельно участвует во всех воздухоплавательных съездах и выставках, а также в организации воздухоплавательного общества в Москве.

С наибольшей силой творческий гений Н. Е. Жуковского проявился в совершенно новой для его времени области человеческого знания - теоретической и экспериментальной аэродинамике. В этой науке он является родоначальником самых основных, самых драгоценных идей, которыми до сих пор руководствуются и учёные и инженеры.

Н. Е. Жуковский начал интересоваться теорией авиации с 90 - х годов прошлого столетия. При кабинете прикладной механики Московского университета уже с 1889 года производились исследования по различным вопросам воздухоплавания.

В первой работе Н. Е. Жуковского по аэродинамике, опубликованной им в 1892 году, он решает вопрос о планирующем полёте птиц. Составив уравнения движения центра тяжести птицы, Жуковский изучает его траектории при различных условиях движения воздуха. Среди возможных траекторий им была найдена траектория в виде «мёртвой петли». Как известно, практически первая «мёртвая петля» была осуществлена знаменитым русским лётчиком Нестеровым в 1913 году. Таким образом, Жуковский предсказал возможность движения аэроплана по кривой в форме «мёртвой петли» более чем за 20 лет до её практического осуществления.

Эта работа Н. Е. Жуковского заложила научные основы динамики полёта аэропланов.

В 1906 году появилась работа Н. Е. Жуковского, позволяющая теоретически определять подъёмную силу крыла аэроплана. Формула Жуковского для определения подъёмной силы является основой всех расчётов при определении аэродинамических характеристик самолётов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о деятельности величайшего русского  мыслителя, философа, критика и публициста XIX века Владимира Сергеевича Соловьева, материал, посвященный жизни Лва Троцкого,  о жизни и творчестве нашего гениального баснописца Ивана Андреевича Крылова, о кавказском генерале Петре Степановиче Котляревском о котором еще при жизни ходили легенды, а сегодня, оставшемся в историческом тумане забвения,  окончание детектива Ольги Степновой «Моя шоколадная бэби» и многое другое.



Виджет Архива Смены