– Когда вы отмачиваете обои, – учит Киселев, – у вас лучше всего мокнут первый и последний слои, а не промежуточные. Со временем я придумал ноу-хау: надо немного отмочить «пирог», снять верхний и нижний слои, потом опять немного отмочить – и опять снять верхний и нижний, и так далее.
– Вас ловили, когда вы залезали в старые дома?
– Иногда милиция гоняла, иногда КГБ. У фотографов пленку забирали. Но обычно все удавалось. А вот на улице Рылеева стоял отселенный ампирный дом, начала XIX века. В начале 70-х там для какого-то большого начальника, для его дачи, рабочие собирали двери, паркет взламывали… И когда я там делал обмеры, рабочие меня выгнали, не милиция. Я там хорошо получил от них. Потому что я как бы конкурент, а у них там большой начальник.
– Как у нас сейчас с обоями? Лучше, чем в XIX веке?
– Намного лучше. Разнообразие ассортимента, цвет. Кроме того, в России с XVIII века был закон, по которому наши фабриканты не могли получить лицензию на производство обоев. Поэтому все заводы были либо филиалами зарубежных фабрик, либо обои импортировались. Только в 1814 году возникла первая наша мануфактура в Царском Селе. Не частная, а императорская. А потом и запрет для наших отменили. Вот Жилкинская обойная фабрика в Подмосковье – уже полноценная, наша, с лицензионной продукцией – начала работать где-то с середины XIX века.
– Ну, вот у Карамзина дома обои были чьего производства?
– Я думаю, французские.
– То есть заказанные во Франции. А что, были популярные поставщики?
– Есть даже архивные документы, где указано, что, когда «Кусково» или «Останкино» строили, обозы из Парижа привозили обои сюда. Указано, сколько кусков, сколько подвод…
– А клеили‑то наши, крепостные?
– Вот у меня была обойная конференция в Стокгольме, и этот аспект я подчеркнул. У нас до 1861 года было крепостное право. И если обои изготавливал раб, это было на много порядков дешевле, чем если покупать обои за границей. Почему технология в ампирные времена была такая простая? Потому что делали рабы. Надо было просто покрасить бумагу в один цвет и вверху по трафарету уже что-то там изобразить.
Фрагмент обоев, иимитирующих тисненую кожу. Начало XX века
Киселев считает, что крепостное право сильно задержало развитие обоев в России. Потребление обоев, сокрушается он, могло бы быть гораздо выше. Поэтому, когда его отменили, после 60-х годов начался прямо взрыв российского обойного производства.
– Изначально обои были имитационные. Интерьеры до обоев отделывали тканью, реже кожами, иногда мрамором. Поэтому обои тоже расписывали под мрамор, ткань, кожу...
– А под дерево расписывали?
– Еще как! Оно ведь тоже бывает разное – резное, профилированные панели, шпон… И расписывали по-разному. В XIX веке обойщики стали повторять то, что было за 100–200 лет до них – ретроспективные стилевые подражания. Скажем, резной дуб – это же Ренессанс, ну, и немножко барокко. Купить такое стоит очень много денег, а обои расписать гораздо дешевле.
– Какие обои в вашем собрании вы можете отметить особо?
– Вот в доме Аксакова на чердаке нашли сюжетные обои! Там несколько сюжетов. Один из них – кабак. Там изба, написано «Трактир», рядом сидят поддатые ребятки и один играет на гармошке. Дама танцует. Еще один сюжет – сено сгребают на повозку, еще что-то. Сюжеты из простой деревенской жизни. Но выполнено это все профессиональным художником, каким-нибудь передвижником, я думаю, в 1880-е годы. Картинки не то чтобы пестрые, довольно сдержанные тона, не лубок. Хорошего уровня дизайн.
– Что еще было модно в XIX веке? В вашем онлайн-музее есть образцы самых сумасшедших расцветок – коричневые с красным и синим у Тургенева, у Достоевского в спальне обои фиолетовые в клетку… То есть бывали и яркие, парадоксальные сочетания?
– У каждой эпохи были свои принципы. Скажем, в классицизме очень мягкая гамма, нет контраста. Ампир весь на контрастах. Зеленая стена и красные вкрапления, совершенно «вырви глаз». Но самая контрастная эпоха – это псевдобарокко, неорококо, середина XIX века. Это время Гоголя, Аксакова, Тургенева, Гончарова.
– Из недавно исследованных объектов что вас поразило больше всего?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Где купить вещи hand made
Шаров-ремесленник работает на Шарова-дизайнера
Как я полюбил верховую езду
комментарии
Переклеивали недавно обои, старые естественно сдирали (а до нас все клеили поверх), так прямо как путешествие по истории получилось)