От Триполей к комсомолиям

Ю Штаерман| опубликовано в номере №176, декабрь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Игра на темноте масс, на недоверии их к городу, возбуждение национальной розни, резня еврейского населения, грабежи - ста - ли тактикой и стратегией борьбы, шовинистическая романтика - ее знаменем. Борьба между трудом и капиталом преподносит темным массам как борьба национальная, как борьба между «захватчиками - москалями» и украинским народом Желто - блакитным «фиговым листочком» национальной романтики прикрываются классовые стремление кулачества, ставшего «защитником угнетенного украинского народа от кацапов у коммунистов».

Идеологи повстанческого движения в лето 1919 года - социал - шовинисты - не останавливаются перед продажей Украины с публичного торга иностранным империалистам, перед самым гнусным, беспримерным обманом масс, перед самой отвратительной провокацией. Прекрасно понимая, что широкие массы трудящихся села сочувствуют большевизму, советской власти и в широких слоях охладели к уэнеровскому (УНР - Украинская «народная» республика) национализму, эти люди весьма часто выдают себя сторонниками советской власти: «Мы за советскую власть, но против коммуны. Мы за большевиков, но против коммунистов», становится лозунгом желто - блакитных социалистов.

Украина покрывается кровоточащими гнойниками бандитизма различного толка. Струн, Ангел, Зеленый, Соколовский Гончар - Батрак и сотни других больших и малых деятелей кулацкой контрреволюции возрождают традиции колиевщины. Подавляющее большинство в этих бандитских больницах составляла отравленная ядом шовинизма и националистической романтики молодежь. По примеру Запорожской Сечи в этих бандах вводится следующий устав: «Все добытое казаками в бою переходит в его собственность, все добытое на стоянке - в собственность коша и т. п.»...

«Мы против комунии»... Село не знало, что такое коммуна. «Комунии» давали самые фантастические толкования. «Комунию» развозят в эшелонах по селам, для «комунии» отбирают баб, заказываются общие котлы... С провокаторской политикой социал - шовинистов сочетается суеверие, распространяемое попами и кулаками. Огненные знамения были... Красный дьявол летал над селом. И в июньской ржи, в лесах под змеистыми корнями таились тысячи озверелых людей... И было пьяное раздолье, грабежи, погромы и резня... Кровавый 1919 год навсегда запечатлел звериный лик кулацкой контрреволюции, невежество и политическую физиономию ее идеологов - социал - шовинистов.

Вслед за демократической радой и ее «вильным казачеством» явились прусский юнкер и «гетман всея Украина», ставший центром единой - неделимой реакции. Вслед за петлюровскими гайдамаками с их романтическими «оселедцами» явились жолнеры с одноголовым орлом шляхетской Речи Посполитой...

В такой обстановке во весь рост стал вопрос о борьбе за селянскую молодежь, отравленную «цветами зла» шовинистической романтики, выросшей на гнилом болоте темноты, изуверства кулацкой звериной ненависти к социализму.

В городах еще до февраля существовали молодежные социалистические кружки. Февраль способствовал внутренней дифференциации этих кружков. Крепкие молодежные организации были в Киеве, Одессе и т. д. В германском подполье они уже себя называли коммунистическими и являлись первыми помощниками партии в ее революционной работе. Со вторым приходом советской власти на Украину рост молодежных организаций в городах, даже уездных, принимает массовый характер. Дело в том, что в промышленных городах Украины пролетарский молодняк, прошедший совершенно иную школу, чем молодежь села, в подавляющем числе не был заражен шовинизмом ни великодержавным, ни желто - блакитным.

Лозунг «вырвать середняцкую молодежь из пут национализма, втянуть ее в комсомол» подхватывается коммунистической молодежью. В эпоху лютого разгула кулацкого бандитизма комсомольцы с коммунистической литературой в руках идут в села. На Черниговщине, Николаевщине, Полесье возникают первые комсомольские организации на селе. Но широкие массы молодежи села, одурманенные пропагандой желто - блакитных шовинистов, кулачеством, попами, не удалось охватить влиянием комсомола. Здесь сказалась та же отчужденность села от города, недоверие к «чужакам», городским людям, недоверие украинского села к «русскому» городу. Если Круты, где гибла с благословения шовинистов романтически настроенная националистическая молодежь, явилась трагедией украинского национализма, то Триполье, где селян на расправу с комсомольцами вдохновляли «не - залежные» (независимые) социал - демократы, явилось прежде всего трагедией непонимания трудящимися массами села общности своих интересов с интересами пролетариев города.

Несколько позднее, в противовес оформившемуся в конце июня СРМУ, обратившегося с призывом приступить к немедленной организации молодежи в один союз, боротьбисты создали националистический КЮС (комунистична юнацка спилка; позднее УКП создал УКРЮС). Но наряду с деятельностью социал - националистических организаций все больше проявлялось тяготение бедняцко-середняцких масс к большевикам. Так например в эпоху разгула бандитизма большевистская группа молодых селян местечка Володарки в продолжении пяти часов вела бой с тысячной бандой Железняка, в которой были и их родственники. Семь человек из этой группы юных сельских большевиков было зарублено.

Этот эпизод является моментом, рисующим в общей картине рост симпатий к большевизму.

Деникинщина, петлюровцы и их бело - польские союзники, вылазка Врангеля из крымской берлоги вдребезги разбили романтику национализма, показали массам, что только большевики являются другом трудящихся украинского села, культурного развития Украины. Лучшие элементы боротьбистов сливаются с КПБУ. В комсомол переходят лучшие элементы КЮСА. Передовые слои украинской интеллигенции переходят на советскую платформу.

В период деникинщины и советско-польской войны влияние комсомола на молодежь села становится все более значительным.

Уже ко времени второго съезда, на Полтавщине существовала 41 сельская организация комсомола, на Черниговщине - 22, на Волыни - 40 и т. д.; в общем на Украине было 118 сельских комсомольских организаций, насчитывающих 2 660 членов.

Азбука коммунизма вытесняет романтику национализма.

Ленинская политика партии на селе, Ленинская национальная политика способствует быстрой советизации села. В работе КНС, созданных в 1920 году, все более видную роль начинает играть молодежь. Примерно в конце двадцатого года в сельсоветах, хатах - читальнях, общественных организациях работало до пяти тысяч сельских комсомольцев.

Двадцать первый год был первым годом полного перелома масс села в сторону советской власти. Этот год также явился годом жестокой борьбы с остатками бандитизма. Сельский комсомол, незаможная молодежь - в первых рядах бойцов.

Так например, во время ликвидации бандитизма в Вознесенском уезде на Херсонщине, бандитами была поголовно уничтожена сельская комсомольская ячейка.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены