Острие копья

Алексей Асоков| опубликовано в номере №1145, февраль 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нельзя сказать, что совет стоит в стороне от проблем внедрения. Когда в институте разрабатывали препарат «узген», имеющий важное народнохозяйственное значение, чтобы выполнить работу в плановые сроки, по инициативе совета в помощь разработчику Анатолию Атакузиеву придали группу из шестнадцати комсомольцев. В итоге препарат успешно проходит сейчас государственные испытания. При самом активном участии совета впервые в стране был получен пищевой белок из семени хлопчатника.

Как видим, совет работает эффективно. Но эффект этот стеснен стенами института. Рассуждения тут просты: все, что можно сделать в институте, и все, что зависит от нас, разработчиков, мы сделали. А там уже дело ваше, товарищи производственники. В чем-то мы поможем в порядке дружеских взаимоотношений, но не более того...

Конечно же, было бы абсурдным ставить вопрос так, что, мол, пусть институт берет на себя все внедрение от начала до конца. Равно как и требовать от предприятия самим создавать новые разработки. Это, надо думать, понятно. Всегда существует золотая если не середина, то точка, в которой перекрещиваются интересы и возможности разработчика и заказчика. Если есть взаимное стремление с обеих сторон сделать всю работу – от начала и до конца, то специалистам не составит труда найти эту точку.

Договора о творческом сотрудничестве можно считать первой ступенью координации работы советом молодых ученых в рамках республики. Но это еще не единый организм, где все органы взаимосвязаны. Здесь мы вновь возвращаемся к заботе Юсуфа Абдулаева, к его сомнениям и решениям: как отделить важное от малосущественного.

Систематизировав мнения, аргументы, трансформировав их через собственное сознание, Юсуф пришел к первому выводу, разумеется, чрезвычайно простому, но поначалу отнюдь не очевидному: необходимо сосредоточить внимание на тех объектах, которые обещают наибольший экономический эффект в главном направлении специализации республики – хлопководстве.

Обследованию подверглись все научно-исследовательские работы республиканских институтов, подконтрольные советам молодых ученых. И вот тогда на первое место вышла дотоле не столь громкая работа. О ней стоит рассказать подробнее.

Случалось ли вам наблюдать за работой хлопкоуборочной машины? Если да, то вы знаете, что основным рабочим органом машины является своеобразная зубчатая трубка, называемая шпинделем. В обоймах по дюжине они установлены на наружной части барабана специального рабочего аппарата. При движении машины по полю барабаны вращаются, обжимают и обкатывают кусты хлопчатника, а зубья шпинделей захватывают хлопок-сырец из раскрытых коробочек и наматывают его на себя. Вращаясь, барабаны подводят шпиндели с захваченным хлопком к щеткам-съемникам. Те снимают со шпинделей хлопок, который следует далее в бункер.

Периодически рабочая часть шпинделей забивается зеленой массой хлопчатника, или, как говорят специалисты, «происходит зазеленение». А это означает, что часть хлопка остается неубранной.

Возник естественный вопрос: как сделать так, чтобы шпиндели хлопкоуборочных машин оставались чистыми как можно дольше? Эксперименты показали, что скорость «зазелеиения» шпинделей зависит от чистоты обработки их поверхности.

В совете молодых ученых Государственного проектного конструкторско-технологического бюро машиностроения мне показали график зависимости «частоты от чистоты». Аркадий Вирой, одна из главных фигур в работе, о которой я говорю, пояснил мне смысл точек на графике.

На заводе «Ташсельмаш» применялась технология обработки шпинделей фрезами из быстрорежущей стали, что позволяло получить чистоту обработки в 4 – 5 классов. Для практики то был слабый показатель. Требовалось дотянуться до 6 классов чистоты.

Аркадий Вирой вместе с четырьмя своими друзьями блестяще решили задачу. В результате впервые в практике отечественного машиностроения в массовом производстве применен процесс скоростного чистого фрезерования фасонных поверхностей твердосплавными фрезами. Внедренный на заводе «Ташсельмаш», этот процесс дает чистоту обработки в 6 – 8 классов.

О сложности решенной задачи можно судить хотя бы по тому, что при годовой программе выпуска в 2 миллиона деталей суммарная длина обрабатываемых поверхностей составляет свыше б тысяч километров. Аналогичных примеров не имеет ни отечественная, ни зарубежная практика.

Теперь, когда работа закончена, не так уж трудно условно разделить встречавшиеся трудности на творческие и организационные. Да, много времени ушло на исследование режимов резания, построение эмпирических таблиц и графиков, нахождение оптимальных решений. Но наградой за упорство стала твердосплавная фреза специальной конструкции, отмеченная приоритетным документом Комитета по делам изобретений и открытий.

Однако творческие затраты времени и интеллекта неизбежны, тогда как организационные зачастую могут быть сокращены за счет действенной помощи авторам со стороны той организации, где выполняется работа, а если требуется, то и ЦК ЛКСМ республики. Работа Аркадия Вирона и его товарищей – хороший тому пример.

Внедрение новой технологии шпинделей на заводе «Ташсельмаш» было начато в июле, а в августе, к началу сезона сбора хлопка, новыми шпинделями были оснащены пятьдесят хлопкоуборочных машин. И дальше темпы внедрения нарастали, словно лавина. Если бы не совет молодых ученых института, организовавший совместно с комсомольцами «Ташсельмаша» авторский надзор над внедрением прямо в цехах завода, если бы не действенная помощь ЦК ЛКСМ Узбекистана в лице Юсуфа Абдулаева и его товарищей по комсомольской работе, вряд ли удалось бы авторам работы достичь столь блестящих результатов в столь короткие сроки. В свою очередь, вряд ли удалось бы Юсуфу оказать этой работе столь действенную помощь, если бы он не руководствовался главным принципом: выбирать работу важнейшую.

Я знаю, они на верном пути – Юсуф Абдулаев и его коллеги, имен которых я не называл, но которые являются соучастниками его дел. А кажущаяся неуверенность в интонациях и жестах Юсуфа – это от состояния постоянного поиска. Очень важного состояния для комсомольского вожака. Очень нужного.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены