Осенняя охота

В Гиппенрейтер| опубликовано в номере №657, октябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

На тетеревов и куропаток

Солнце только что взошло. Роса блестела на кустах, уже тронутых осенней позолотой. С ружьем за плечом я шел опушкой леса. Впереди в густой мокрой траве мелькала спина Весты. Около березняка собака вдруг остановилась. Она потянула носом воздух, сделала несколько осторожных шагов в сторону и, медленно переступая, повела к кустам. Оттуда с шумом, едва не задев собаку крылом, взлетела тетерка. Трепыхнув крыльями, она опустилась невдалеке и тотчас же снова взлетела, как подбитая, припадая на бок. Было ясно, что тетерка хочет отвести собаку в сторону: видимо, там, в кустах, остался ее выводок.

Повинуясь приказанию охотника, собака, бросившаяся было за птицей, покорно легла в мокрую траву. Успокоившись, она уловила запахи выводка и, уже не обращая внимания на перелетавшую с клохтаньем «старку», снова повела.

Не успела Веста пройти и несколько метров, как из травы взлетели три молодых тетерева. Тут же сухо ударили выстрелы...

Медленно угасал погожий сентябрьский день. Кончилось березовое мелколесье, вдалеке за рекой.

На сколько хватает глаз, простирались поля. Уставшая за день Веста лениво плелась рядом, свесив язык, громко и часто дыша. Я уже представлял, какие интересные разговоры пойдут у костра о сегодняшней охоте, как вдруг Веста отбежала в сторону, в невысокую траву, насторожилась и стала, как вкопанная. Я осторожно подошел к ней, но, сколько ни всматривался, ничего не увидел, кроме голой поляны с низкой, выгоревшей травой.

- Ну, иди, иди... - сказал я тихонько Весте. А она стоит, не шелохнется, передняя поднятая лапа нервно подрагивает. - Ну, иди же...

Веста сделала шаг, и с земли с шумом взлетела целая стая серых куропаток. Я и выстрелить не успел.

Серые куропатки живут в полях. Это очень «удобная» для охоты дичь: она хорошо выдерживает стойку собаки, взлетает на открытом месте и перелетает недалеко.

Подходя к реке, я еще издали увидел синеватый дымок костра, вскоре донесся и аппетитный запах жаркого - приятное завершение охотничьего дня!

Около костра я увидел своеобразный «натюрморт»: тут лежал черный, как смоль, уже перелинявший тетерев, а по соседству с ним кряковый селезень, утка и два крохаля. Я принес несколько небольших тетеревов, а пришедший вслед за мной молодой охотник снял с пояса целую связку куропаток.

На медведя

Медведь живет в глухих, непролазных чащах, на болотах и на берегах лесных рек.

О присутствии медведя легко узнать по его следам, оставленным в лесу. В поисках корма он переворачивает валежник, разламывает пни, разрывает муравейники и кочки. Важное место в рационе медведя занимают ягоды: брусника, клюква, голубика. Много надо ему съесть, чтобы запасов жира хватило на долгую зиму в берлоге.

Охота на медведя трудная: он очень осторожен. От всех бед его спасают хороший слух и прекрасное чутье. Нужно обладать большим терпением и опытом, чтобы перехитрить медведя. Трудность охоты усиливается тем, что за кормом выходит он в сумеречное время и ночью, а днем появляется очень редко.

На человека медведь, как правило, не нападает, но раненый зверь крайне опасен. Поэтому не всякий даже опытный охотник рискнет выстрелить в медведя при случайной встрече.

Зато сколько нового и интересного увидишь в лесу, пока караулишь медведя на овсяном поле или у падали, пока ходишь по глухому лесу или по кромкам болот!

Однажды я караулил медведя у падали. Сделал небольшой помост на дереве в 2,5 метра над землей, хорошо замаскировался и задолго до захода солнца засел. В двадцати шагах от меня лежали остатки лося, не доеденного медведем. Чтобы никто их не нашел, медведь все завалил мхом и валежником. Прямо надо мной начинался сухой бугор, поросший брусникой.

Сначала было очень тихо, но вскоре лес ожил. Перекликнулись рябчики, и целый выводок их слетел на землю. Они долго плевали ягоды, копались в муравейнике, в песке, а когда улетели, от ручья, заросшего высокой травой и кустами, пришла глухарка со своим выводком. Птицы направились и вывороченному дереву и начали рыться в земле, выбирая мелкие камешки. С громким шумом прилетел глухарь. Он долго сидел в стороне, вытянув настороженно шею, и тоже двинулся к вывороченному дереву. Но тут прилетел еще один глухарь. На низких нотах заклохтала обеспокоенная самка. Оба глухаря долго разглядывали друг друга, а затем, распустив крылья и вытянув шеи, с взъерошенными перьями начали ходить, как петухи перед боем. Заметив мое небольшое движение, они улетели, а глухарка с выводком скрылась в траве.

Когда стемнело, бесшумно, как тень, появилась лисица. В летнем меху она скорее похожа на поджарую собаку, только движения ее более легкие. Обнюхав место, где только что были птицы, она исчезла так же неожиданно, как и появилась. А когда совсем стемнело, ко мне прилетел необычный гость - маленькая сова - сплюшка с широко открытыми, удивленными глазами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены