Одна, но планерная страсть

Вадим Скворцов| опубликовано в номере №1319, Май 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Взревел мотор, планер начал разбег. Вскоре он оторвался от земли и взмыл вверх.

Планер и мотор – что за странность?.. Но все верно. Речь идет о моторе стоящей неподвижно автомашины ГАЗ-63, на базе которой и создали стартовое устройство для запуска планеров. Такая катапульта подбросит тебя на высоту семиэтажного дома, а с нее можно лететь и лететь. Особенно если планер большой, а сам ты еще не очень. Но уже управляешь этой птицей вполне по-настоящему и чувствуешь свою власть над нею, а значит, и силу. Летишь, чуть покачивая крыльями, и кажется, не 15 – 20 метров под тобой, а бездна. Ветер крепкий задувает порой, а коли повезет, той поболтает. Ах, как здорово! Да не зевай, парень, пора садиться – это в летном деле самое трудное. Что же касается вообще полетов на малых высотах, то это – искусство особое даже для опытных летчиков...

В Москве, во дворе одного из домов на Новослободской улице, висит табличка: «Юношеская планерная школа МГК ДОСААФ». Свыше двадцати лет существует эта необычная школа. Народу сейчас много – около 600 человек. Учатся здесь старшеклассники, учащиеся техникумов и ПТУ. Занимаются основательно. Сначала в классах.

Урок наземной подготовки ведет старший тренер Анатолий Степанович Дьяконов:

— На посадке нужно смотреть вперед под углом двадцать – двадцать пять градусов и на тридцать – сорок метров вперед. Лишь при таком положении можно правильно видеть землю, а значит, и правильно определять расстояние до нее.

— А почему? Разве мы ее и так не видим?

— Чтоб вы поняли, почему нужно именно так, попробуйте, спускаясь по лестнице, определить расстояние, глядя прямо под собой, а затем так, как я вам рекомендовал.

— Но почему нужно смотреть влево, а не вправо?

— Так по традиции установилось во всей авиации. Потому, что на самолетах все приборы, которыми пользуется пилот при посадке, расположены именно с левой стороны. В общем, нужно привыкать сразу.

В другом классе начальник школы Николай Николаевич Малиновский читает курс аэродинамики. Впрочем, скорее рассказывает. Так уж повелось – обстановка на занятиях непринужденная, доверительная.

— Таким образом, ребята, под крылом создается разрежение и над ним тоже, но гораздо меньшее. Стало быть, в общем случае можно говорить, что под крылом у нас область высокого давления. Благодаря разности давлений возникает общая аэродинамическая сила, которую, в свою очередь, мы с вами можем разложить на две составляющих, одна из которых параллельна набегающему потоку, а другая перпендикулярна ему. Первая – это сила лобового сопротивления, а вторая – подъемная, благодаря которой и летают наши с вами планеры и самолеты...

— Николай Николаевич, а как направлена общая аэродинамическая сила?..

— А что больше – сила лобового сопротивления или подъемная?..

— А от чего зависит величина подъемной силы?..

— А почему у планеров применяются крылья прямые и длинные, тогда как на всех современных самолетах стреловидные?..

— А не могут ли на крыльях наших планеров возникнуть завихрения?..

Вопросам нет конца. Конечно, для того, чтобы научиться мальчишкам летать на планере, можно ограничиться куда меньшим кругом сведений, чем те, что постигаются на занятиях. Но что такое цель? Вот в чем вопрос. Месяц назад на страницах «Смены» космонавт Георгий Гречко сказал о том, что даже само участие в космическом полете не самоцель. Важно, чтобы было решение интересных задач, постижение нового, преодоление.

Цель этих ребят далека, но достижима. К ней они будут идти и сейчас и после окончания планерной школы в авиационных училищах, институтах. Если же их пути пойдут по земле, а не в воздухе, все равно, спасибо тебе, планерная школа.

Большое дело вершит она – выковывает личность.

Старший инструктор-методист школы Иван Федорович Бобарыкин уже свыше полувека в авиации. Можно представить себе, что значат для ребят его рассказы о летчиках и самолетах, о воздушных боях.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о деятельности величайшего русского  мыслителя, философа, критика и публициста XIX века Владимира Сергеевича Соловьева, материал, посвященный жизни Лва Троцкого,  о жизни и творчестве нашего гениального баснописца Ивана Андреевича Крылова, о кавказском генерале Петре Степановиче Котляревском о котором еще при жизни ходили легенды, а сегодня, оставшемся в историческом тумане забвения,  окончание детектива Ольги Степновой «Моя шоколадная бэби» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Комсомольско-молодежные коллективы: диалектика развития

Речь Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Леонида Ильича Брежнева на XVII съезде профсоюзов вызывает энтузиазм, новый трудовой подъем комсомольцев, советской молодежи, всего нашего народа