Одна, но планерная страсть

Вадим Скворцов| опубликовано в номере №1319, Май 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

С Тушинским аэродромом связана вся история нашей авиации, много поколений летчиков повидал он. Теперь принимает новое. Нескрываемо гордится это поколение, у которого сегодня самый заветный день – полеты.

Приехали. Поначалу все сдали полетные карточки, у летчиков это называется летными книжками. В каждой карточке записано, какие упражнения и с какими оценками выполнял курсант.

Если ты сегодня здесь впервые, то летать пока подожди – каждому овощу свое время. Во время первых занятий на аэродроме курсант выполняет на планере лишь пробежки, но с помощью того же штатного стартового устройства. Затем – подлеты, надо научиться отрываться от земли и, немного пролетев, правильно приземляться. Высота при этом минимальная – 1 – 2 метра. И только лишь через десяток, а то и больше занятий полет на «рабочей» высоте.

Построились: Николай Николаевич зачитывает плановую таблицу – кому, на каком планере лететь.

– Сегодня ожидается ветер свыше шести метров в секунду. Стало быть, это обстоятельство необходимо учитывать при взлете.

Первый полет выполняет, как обычно, сам Малиновский. Вернувшись к старту, он сообщает:

– На высоте больше десяти метров болтанка. Поэтому Володину и Дергачеву полеты выполнять с балластом.

Те, кому лететь с балластом, вопросов не задают. Знают, что планер легок и что сами пока веса не набрали. Вот и приходится добирать вес. Ну, да ничего, пора и «по машинам»!

Чуть подробнее о стартовом устройстве. Кардан заднего моста автомобиля перебрасывается на вращение барабана в лебедке, а барабан приводит в движение трос. На тросе укреплен замок, к которому крепится буксировочный фал. Замок перемещается по неподвижно укрепленному тросу. Скорость буксировки дозирует сидящий в автомобиле Малиновский нажатием педали газа.

Забрался в кабину планера Эдик Дергачев, поднял руку вверх – готов! В свою очередь, стартер поднял белый и красный флаги – взлет разрешен.

Малиновский отжимает сцепление, включает вторую передачу. Метров через 30 – 40 планер отрывается от земли и плавно набирает высоту. Еще через несколько сот метров буксировочный фал будет отцеплен, для этого Малиновский сбросит газ.

С вернувшимся на старт Дергачевым разговаривает старший тренер:

— Эдик, почему получилось у тебя взмывание, как думаешь?

— Не могу понять, Анатолий Степанович. Вроде взял-то немного, а планер вспух.

— Дело в том, что подход у тебя получился на повышенной скорости, а потому движения рулями должны быть более мелкими.

Очередь теперь Володина, который на предыдущей тренировке умудрился дважды сотворить «козла», что у всех летающих означает отделение летательного аппарата от земли после посадки.

— Помнишь, что и как? – спрашивает его Дьяконов.

— Так точно, – отвечает смешливый Володин. – Коль отмочу «козла», придется на капусте сидеть, а я капусту не ем. Я люблю шашлык.

— Ну, смотри у меня!

Володин уже сама сосредоточенность. Поднял руку вверх. Сейчас эти ребята на пороге неба. Впереди у них ответственные соревнования. Впереди вся жизнь. И множество добрых взлетов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о судьбе эсерки Марии Спиридоновой, проведшей тридцать два из своих пятидесяти семи лет в местах лишения свободы, о жизни и творчестве шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, лауреата Нобелевской премии по литературе, чья сказка известна всем нам с детства, об одном из самых гениальных  и циничных  политиков Шарле-Морисе Талейране, очерк о всеми любимом талантливейшем актере Вячеславе Тихонове, новый остросюжетный роман Георгия Ланского «Право последней ночи» и многое другое…

Виджет Архива Смены