Обсуждаем проект Конституции СССР

опубликовано в номере №1209, Октябрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вклад в общее дело

Николай Тюнин, экскаваторщик треста «Строймеханизация» (г. Альметьевск), Герой Социалистического Труда

Без труда нет добра, говорят в народе. И это верно. Все лучшее в мире сотворено человеческим разумом, крепкими рабочими руками. Наше общество, рожденное Великим Октябрем, утверждает труд как меру счастья, как высшую ценность. Он назван в проекте новой Конституции СССР источником общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека. Не знатное происхождение, не богатство выделяют человека среди людей, а, как подчеркнуто в проекте, «общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе». Эта формула органически вытекает из самой природы нашего общественного строя.

Можно смело назвать новаторскими те положения вынесенного на всенародное обсуждение проекта новой Конституции СССР, где целью и заботой общенародного государства провозглашается всестороннее развитие личности, усиление творческого характера труда, сокращение, а в дальнейшем и полное вытеснение тяжелого ручного труда на основе комплексной механизации и автоматизации производства.

Мне думается, в проекте Конституции СССР совершенно верно сказано, что творческая активность трудящихся и социалистическое соревнование – важнейшие факторы роста производительности труда, повышения эффективности производства и качества работы, динамичного и пропорционального развития народного хозяйства. Мы, рабочие, хорошо понимаем, что от труда каждого из нас зависят общие результаты, а поэтому стремимся работать так, чтобы не было стыдно перед своими товарищами, перед своей совестью.

На собрании бригады многие рабочие, говоря о проекте Конституции, вносили предложение добавить в статью 16 следующие слова: «Коллективы трудящихся несут ответственность за результаты труда, качество выпускаемой продукции».

Наш экипаж экскаваторщиков прокладывает нефтяные трассы. С начала пятилетки уже выполнены три с половиной годовых нормы. Для меня начало обсуждения проекта новой Конституции СССР совпало с радостным событием – присвоением звания Героя Социалистического Труда. Это звание ко многому обязывает. Мы решили дать за пять лет не менее десяти годовых норм, ежедневно превышая производственное задание вдвое. Творческой, ударной работой мы ответим на заботу Коммунистической партии и Советского государства о людях труда.

 

Первая жизненная потребность

Евгений Рудзит, капитан парохода «Балашов»

С большим удовлетворением читал и перечитывал я проект новой Конституции СССР, каждая строка которого проникнута горячей заботой Коммунистической партии о советском человеке – строителе нового коммунистического общества.

И мне невольно пришло на память то недоброе время, когда латышский народ был бесправен и угнетен. Хотя я был тогда совсем зеленым юнцом, впервые ступившим на палубу парохода, отчетливо помню, в каких неимоверно тяжелых условиях приходилось работать морякам. Судовладельцы эксплуатировали нас без зазрения совести. Трудовой договор, заключавшийся с каждым, кто поступал на судно, предусматривал одни только обязанности, о правах в нем не говорилось ни слова. Да и не было у нас никаких прав, особенно когда мы сходили на берег. Например, моряки были лишены права голосовать на выборах в органы городского самоуправления, не имели оплаченного отпуска, не могли рассчитывать на квалифицированную медицинскую помощь.

Я вспоминаю также, с каким пренебрежением смотрели тогда власть имущие на простого труженика с мозолистыми руками. Рабочие и крестьяне были для них людьми второго сорта. Коренным образом изменилось положение трудящихся, когда Латвия как равная вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик.

Мы, моряки Советской Латвии, одобряем положения новой Конституции нашего государства и приветствуем ее принятие, как говорится, обеими руками. Потому что вдохновенный труд на благо Родины означает для нас действенность, радость творчества. Экипаж нашего парохода, как и экипажи всех других судовых команд Латвийского торгового пароходства, постоянно ищет новые пути повышения производительности труда. У нас в команде много неутомимых рационализаторов, новаторов производства, чьи предложения уже помогли сберечь -ходовое время судна, горючее и смазочные масла.

Вспоминаю такой случай из своей капитанской практики. Однажды на нашем судне случилась беда: дало трещину рулевое устройство. Можно было бы, конечно, обратиться за помощью к иностранным специалистам, тем более что так поступить советовали руководители пароходства. Но для этого надо было, изменив курс, идти в неближний иностранный порт и, стало быть, потерять время, истратить валюту, словом, понести убытки. Но мы решили обойтись своими средствами...

Проявив поистине героические усилия, моряки и специалисты прямо в открытом море принялись за работу и устранили неисправность. Пароход вовремя доставил груз во французский порт.

Один из работников фирмы, обслуживающей советские суда, никак не мог взять в толк, что же руководило советской командой: «Ведь это же не ваше личное судно! И деньги тоже не ваши!» – удивленно восклицал он. Ему было непонятно то высокое чувство ответственности за порученное дело, которое, руководило нами, советскими людьми.

Да, такое чувство может родиться у человека только в стране, где труд свободен, радостен, где он первая жизненная необходимость.

Считаю целесообразным внести в статью 14 проекта небольшое добавление: после слов «опираясь на творческую активность» добавить «и высокую сознательность».

 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о загадочной личности царя Бориса Годунова, о народной любимице актрисе Марине Голуб, о создании Врубелем одного из портретов, об истории усадьбы Медведково, новый детектив Александра Аннина «Жестокий пасьянс» и многое другое

Виджет Архива Смены

в этом номере

Замороженные надежды

Фантастический рассказ