Об очерке и рассказе

Виктор Шиловский| опубликовано в номере №239-240, февраль 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

«По готовой части моста, по настилу, осторожно похрапывая, ступают лошади. Под сосной раскинута палатка, а возле до хрипоты кричит связист у телефона».

Оба понятия - хрип и храп - не работают, потому что они только названы, но кроме того они мешают друг другу, потому что находятся рядом, звучат одинаково и соседство их не учтено.

Очерк не вышел. Не годится он и для стенной газеты, потому что участники любого маневра знают про себя больше и интересней.

То же можно сказать об очерке Бориса Пискарева «С них надо брать пример».

Очерк напоминает мне либретто для балета. События упомянуты, но самого танца нет. Нет интереса. И вывод очерка такой, который не обогащает читателя.

«Расходясь со сбора по домам, ребята потребовали от руководителей и сами дали обязательства:

«Закрепить результаты ночного сбора».

«Регулярно проводить военные сборы».

Очерк И. Лянсберга «За дело свое» из этих очерков самый длинный, но это - просто запись заседания. Заседание - один из деловых способов организации, но способ, которым злоупотреблять не нужно, особенно в литературе.

Люди в этом очерке еще до заседания начинают говорить речи по целой странице. Прав да, один из героев очерка, отличающийся от другого героя фамилией, снабжен кроме того благоразумием и говорит:

«Ты должно быть незаметно для себя, но весьма заметно для других начинаешь повышать тон и уже не говоришь, а кричишь, точно на собрании, где выступаешь, хоть уши паклей затыкай».

Правильно конечно, но привычка эта широко распространена.

Автор сам себе делает предупреждение на 5 - й странице, а у него потом разговаривают на 6, 7, 8, 9, 10 - й; а потом начинают петь.

Очерк Евгения Курганова «Рождение победы» изображает соревнование. Местами в очерке есть живые слова, но это - не соревнование, потому что нет трудностей. Потом нельзя так писать:

«Глубоко засела эта мысль в голову Бориса, и гордость и пыл, все, присущее молодой силе, требовало разрешения вопроса».

Это - название ощущений, а не их упоминание. Очерк размечен, а не написан, он как будто задан к написанию. Перейдем к рассказам.

С рассказа другой спрос. У рассказа непременно должна быть развязка.

Хотя нужно сказать, что развязка бывает и у очерка.

Очерк отличается от рассказа или должен отличаться тем, что очерк снабжен именами, фамилиями, документирован, что конечно придает работе особый интерес, а, с другой стороны, и связывает автора. Вот возьмем рассказ Редькина «Лелька». Рассказ неплохо начинается. Добродушная баба привезла со станции брошенного кем - то ребенка.

Стирает баба Фроська белье, мужа у нее угнали.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены