Об очерке и рассказе

Виктор Шиловский| опубликовано в номере №239-240, февраль 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

В №№ 21 - 22 и 23 «Смены» за 1932 г. напечатаны первые две статьи из серии «Лаборатория творчества». Поэты Ал. Жаров и И. Молчанов, разбирая присланные в «Смену» стихи, сделали ряд указаний о работе над формой и содержанием поэтического произведения.

Письма наших читателей свидетельствуют, что эти статьи достигли своей цели: передачи опыта квалифицированных писателей - начинающим.

В статье В. Б. Шкловского разбирается несколько присланных в «Смену» рассказов и очерков и ставится вопрос о борьбе за сюжетность.

Я прочел несколько самотечных рукописей, присланных мне из редакции «Смены».

Самотека я не читал давно.

Эти рукописи сильно изменились. Прежде самотек был безграмотный. Эти рукописи - грамотны, они имеют всю видимость литературности.

Прежде самотек по темам был чужой.

Писали об истории, о графах, о графине, в которую влюбился парень и ходил к ней, оставляя лапти в вестибюле.

Писали даже об Африке.

Присланные мне сейчас рукописи написаны о соцсоревновании, маневрах. Между тем эти рукописи в набор не пойдут. Постараемся это об'яснить.

Рукописи очень сухи. Они очерковые. В них изображается действие, но они несюжетны.

Сюжет вводится в литературное произведение не для игры. Благодаря сюжету, благодаря различим событиям в рассказе, которые повертывают героя его по - разному, мы видим людей и события в их противоречиях.

Развязка нам эти противоречия как - то примиряет.

Поэтому сюжетное произведение живет долго, оно переживает часто событие, оно учит вообще в событиях вскрывать их сущность.

В сюжетном произведении взята в жизни т.е. в ее противоречии.

В присланных мне рукописях действие идет без сопротивления, в одну сторону. Вот например предо мной очерк Д. М. Благодарова «Сив - та в огне».

Это - довольно большая вещь, в треть листа.

Изображаются маневры Красной армии и встреча красноармейца с колхозниками. Все очень благополучно, все происходит так, как нужно. Очерк раскрашен. Упоминается тут розовая вечерняя заря. Сказано, что свеча командира мигает, давая неровный, дрожащий свет. А для чего она мигает?

Это - не литература, это раскраска. При помощи этих описаний читатель не становится зрителем.

Поэтому автор не слышит того, что он пишет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены