Новый памятник Гоголю

Я Черняк| опубликовано в номере №478, апрель 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Советский народ преклоняется перед гением Гоголя - автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Ревизора», «Мёртвых душ». Этими произведениями, идеями, которые, по выражению Ленина, делали Гоголя дорогим «всякому порядочному человеку на Руси», стяжал он право на то, чтобы стать нашей национальной гордостью.

В Москве, на Гоголевском бульваре, в 1909 году, в сотую годовщину со дня рождения писателя, был установлен памятник Н. В. Гоголю. Автор его - талантливейший, ныне покойный скульптор Николай Андреев. Он создал, бесспорно, выдающееся произведение искусства. Однако в основу его Андреев положил совершенно ложное истолкование духовного мира Гоголя, изобразив писателя сгорбленным, бессильным, с разочарованным и потухшим взором. Разве мог такой полураздавленный жизнью человек бросить смелый вызов всей царской, николаевской России и высмеять её отсталость, её реакционных правителей так, что гневный и грозный смех этот жив и по сию пору?! Памятник глубоко враждебен общему мироощущению Гоголя о тот период, когда он находился в расцвете своих творческих сил.

В 1936 году было решено воздвигнуть в Москве новый памятник Гоголю, в котором был бы увековечен подлинный, ставший бессмертным облик писателя. Однако объявленный открытый конкурс на проект памятника не принёс положительных результатов. Действительно, задачи, стоявшие перед скульпторами, были исключительно сложны. Предстояло развенчать и опровергнуть Андреевский образ, мастерски исполненный и по - своему последовательный, и вместо него воссоздать истинный облик писателя, в котором с такой же художественной силой были бы воплощены подлинные гоголевские черты - страстное жизнелюбие, горячее сочувствие к обездоленным, едкий сарказм по адресу тех, кто душил Россию...

Незадолго до начала Отечественной войны за работу над новым памятником принялся выдающийся советский скульптор, лауреат

Сталинской премии, народный художник СССР Сергей Дмитриевич Меркуров. Он трудился над ним несколько лет, и сейчас в Измайлове, в мастерской скульптора, можно увидеть прообраз будущего монумента - гипсовую статую высотой в два с половиной метра.

Гоголь показан бодрым, молодое лицо его искрится умом и иронией. Своего Гоголя, такого, каким он воплощён в статуе, Меркуров нашёл после долгих и настойчивых исканий. Он руководствовался принципом, сформулированным самим Гоголем в «Авторской исповеди»: «Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображения, а не воображения».

Напомним, что гоголевская иконография чрезвычайно скудна: она насчитывает всего сорок семь номеров, включая портреты, достоверность которых сомнительна, варианты, посмертную маску. Писатель позволял рисовать себя крайне неохотно. Все мы знаем лицо Гоголя преимущественно по портретам Ф. Моллера, писанным в 1841 году в Риме, и впоследствии гравированным Ф. Иорданом. Они получили наибольшее распространение и чаще всего прилагаются к собранию сочинений писателя. Однако П. В. Анненков, бывший свидетелем того, как создавался портрет, отмечает в своих «Воспоминаниях», что хотя «портрет - мастерская вещь, но саркастическая улыбка, кажется нам, взята Гоголем только для сеанса, очень искусственна и никогда не составляла принадлежности его лица». Впрочем, сам Гоголь говорил: «Писать с меня весьма трудно: у меня по дням бывают различные лица, да иногда и на одном дне несколько различных выражений». Несмотря на то, что гравер Ф. Иордан, которому писатель завещал гравировать своё изображение, объявлял моллеровскую работу «верхом сходства», некоторые современные искусствоведы склонны отнести эту лестную оценку к другому портрету - работы великого русского художника А. Иванова.

Сергей Дмитриевич Меркуров взял за основу именно тот облик Гоголя, каким его запечатлел А. Иванов, с Которым писатель близко сошёлся в Риме.

Тщательно изучая всё, что могло помочь постигнуть образ Гоголя - внешний и внутренний, - скульптор отбирал одну за другой отдельные черты.

- Я стремился вложить во взгляд писателя всю изумительную зоркость и проницательную наблюдательность этого гениального человека, - рассказывает скульптор. - К моему несчастью, все изображения Гоголя рисуют его со спокойно созерцательным взглядом. Но когда я прочёл, что Тарас Шевченко, никогда не видавший Гоголя, мастерски нарисовал портрет писателя, причём глаза на нём получились истинно «гоголевские», - я понял, что мне, возможно, удастся постигнуть взор Гоголя, проникнувшись духом его произведений. По этому пути я и пошёл...

Фигура Гоголя, стоящая сейчас в мастерской скульптора, - итог долгих творческих исканий. Ей предшествовало семнадцать вариантов, которые один за другим отвергала придирчивая взыскательность мастера. И велико было творческое удовлетворение С. Меркурова, когда, наконец, он настиг Николая Васильевича Гоголя в живом и одухотворённом движении.

Таким он и будет запечатлен в бессмертной плоти памятника. На пьедестале его будет начертано вещее и гордое пророчество писателя: «Ещё пройдёт десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены