На токийском процессе

Н Рузин| опубликовано в номере №478, апрель 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

На высоком холме, окаймлённое лужайками и цветниками, стоит высокое серое здание, в котором последний год перед капитуляцией Японии помещалось японское военное министерство. У всех входов рослые молодцы в белых шлемах - чины американской военной полиции. Теперь в этом здании помещается Международный военный трибунал для Дальнего Востока, разбирающий дело главных японских военных преступников.

Флаги Советского Союза, Китая, Франции, Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Филиппин, Индии, Нидерландов украшают стену большого зала за судейским столом.

У противоположной стены, за загородкой, в два ряда сидят подсудимые. Их двадцать шесть человек, преимущественно представителей японского генералитета.

В центре - Тодзио, неудавшийся претендент на роль диктатора Японии. Он сосредоточил в своих руках в конце 1941 года, кроме поста премьер - министра, также пост военного министра, а затем и министра внутренних дел и бросил Японию в войну против США и Великобритании. Позади него старый японский бюрократ барон Хиранума. Он был премьером в 1939 году, когда японцы сделали попытку развернуть агрессию против Советского Союза, напав на территорию Монгольской народной республики у Халхин - Гола. Много лет он был председателем тайного совета Японии. Под его председательством обсуждались я одобрялись тайным советом многие договоры с Германией и Италией, оформлявшие преступный заговор о разделе мира, о повсеместном искоренении демократии и установлении пресловутого «нового порядка».

Справа и слева от него сидят два японских дипломата: Осима и Сигемицу. Осима много лет был сначала военным атташе, а затем послом Японии в Берлине. Он пользовался большой любовью и доверием Гитлера, получил от него награду и явился одним из главных организаторов японо - германского заговора против

свободолюбивых народов. Он столько лет прожил в окружении немецкой военщины, что даже перенял прусскую военную выправку. Он пытается сохранять презрительное выражение лица, но когда в Трибунале оглашаются документы германского министерства иностранных дел, ярко рисующие его активную роль в развязывании второй мировой войны, глаза Осима начинают бегать по сторонам и на лице его сквозь надменную маску ясно просвечивает выражение пойманного с поличным преступника... Если Осима позирует под надменного воина, то Сигемицу всячески старается изобразить добродушного, богобоязненного дядюшку. Защита, так же как японская, а отчасти и американская печать, не раз выражала «удивление» тем, что Сигемицу попал на скамью подсудимых. Об этом говорил в особом интервью известный американский дипломат Грю, пробывший десять лет послом США в Токио и настойчиво проводивший всё это время политику «умиротворения» Японии. Сигемицу изображают как либерала и поборника мирной политики. Между тем это тот самый Сигемицу, который в 1933 году, будучи послом Японии в СССР, требовал уступки так называемому Манчжоу - Го, то есть фактически Японии, советской территории у озера Хасан, угрожая применением вооружённой силы. В 1940 году, после захвата Германией Голландии и Бельгии и после капитуляции Франции, Сигемицу, который тогда занимал пост посла в Лондоне, рекомендовал своему правительству избрать политику «Бей лежачего!» Он советовал не связываться с США и Великобританией, от которых можно ожидать неприятностей, а хватать французские и голландские владения на Дальнем Востоке, благо это можно сделать безнаказанно. Как известно, японское правительство воспользовалось советом Сигемицу, захватив Французский Индо - Китай

и позднее - Голландскую Индию, по не остановилось на этом. В 1943 - 1945 годах, в разгар войны, Сигемицу был министром иностранных дел, не раз клялся в верности союзу с Германией и занимался отписками на сыпавшиеся

к нему протесты по поводу японских зверств над союзными военнопленными.

Обращают на себя внимание румяный, седобородый бывший генерал Минами, осуществивший в качестве военного министра захват Маньчжурии в 1931 году, маленький, о круглым лицом матёрый разведчик Доихара, специализировавшийся на организации подрывной деятельности против ССОР и Китая; бывший генерал и военный министр Араки, признанный вождь фашиствующего «молодого офицерства», проповедник нападения на Советский Союз и активный участник японской интервенции на советском Дальнем Востоке в 1918 - 1922 годах; вылощенный маркиз Кидо, лорд - хранитель печати, ближайший советник императора.

Так выглядит скамья подсудимых.

Обращает на себя внимание отсутствие на ней таких лиц, появления которых на скамье подсудимых ждала демократическая общественность всего мира. Это относится прежде всего к представителям крупных монополистических концернов, вроде Мицуи, Мицубиси,

Сумитомо, Ясуда и т. п. Все знают, что эти промышленные и финансовые магнаты активно поддерживали японскую агрессию, нажили на войне колоссальные барыши. Ни одного из этих хищников нет на скамье подсудимых. Они сейчас попрятались и исподтишка нащупывают пути для восстановления связей о американским капиталом и возобновления в новых условиях своей прежней деятельности. Видимо, эти связи и помогли им остаться на свободе.

Скамьи защиты переполнены десятками японских и американских адвокатов. Японскую защиту возглавляет некий доктор Киосе, многолетний юридический советник Тодзио. В течение всей войны он помогал Тодзио фашизировать государственный механизм и законодательство Японии. Он был членом «Кокусаку - Кенкью - Кай» - «Общества по изучению государственных планов». Это Общество, куда входили японские правительственные органы, крупные концерны и отдельные видные государственные деятели, занималось разработкой планов, какие территории следует захватить, какой режим там надо установить, как лучше организовать ограбление этих территорий. Штаб генерала Макартура, которого никак нельзя упрекнуть в излишней суровости к японским милитаристам, счёл необходимым отвести кандидатуру Киосе при выборах в японский парламент в прошлом году. Но это не мешает Киосе подвиваться в Трибунале и выступать с заявлениями о том, что Япония, а отличие от Германии, не была разбита, что она капитулировала не безоговорочно, а на определённых условиях, и т. п. Трибунал относится к этим недопустимым выпадам с терпимостью. Большинство американских защитников по своей политической позиции недалеко ушлю от Киосе.

Хотя фаза процесса, посвященная защите, только началась, но уже ясно, какие аргументы она будет выдвигать. В ход будут пущены те самые аргументы, которые в течение всей войны жевала и пережёвывала официальная японская пропаганда: Япония - не агрессор, а жертва, не она напала на других, а её вынудили начать войну в целях самозащиты; на захваченных территориях японцы не грабили и не истязали местное население, а «устанавливали порядок».

Между скамьями защиты и судейским столом находится уставленный микрофонами пульт. Каждое олово, сказанное у этого пульта, немедленно передаётся по сети на трёх языках: на английском, русском и японском. Каждый присутствующий, надев наушники, может слушать всё, что говорится в зале суда, на любом из этих языков.

Рядом с пультом стол обвинения. Обвинение, как и состав суда, состоит из представителей 11 государств. Возглавляет его в качестве главного обвинителя представитель США.

Справа от Трибунала места для прессы. Над ними, на балконе, помещается публика. Половина балкона отведена для представителей союзных стран и почти всегда (кроме особых случаев) заполнена не больше чем на 25 процентов. Другая половина балкона отведена для японцев и всегда набита битком.

Советского зрителя, привыкшего к простым и ясным формам советского процесса, процедура, применяемая в Трибунале, поражает сложностью и медлительностью. Процесс тянется уже 11 месяцев и грозит продлиться ещё столько же.

Вот обычная картина, которую увидит каждый, зашедший в зал заседаний Трибунала.

У пульта стоит очередной обвинитель и монотонно читает длиннейший документ. В документе несколько десятков страниц. Из них имеют значение для дела, может быть, 2 - 3 страницы, но документ читается, как правило, весь, и притом без пояснений, что он означает, для чего приводится, что обвинитель хочет доказать той или иной частью этого документа. Не удивительно, что судьи иногда начинают клевать носом. Даже обвиняемые порой не могут преодолеть убаюкивающего действия монотонного чтения.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены