Навстречу утренней заре

Кирилл Замошкин| опубликовано в номере №940, Июль 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Потом звучит «Русская сюита», очень национальная и жизнерадостная.

И вдруг неожиданная, оригинальная песня «Гудят сирены над Ангарой» в исполнении хора, — резкая, угловатая, яркая и острая, как вспышки электросварки, песня, ритм наших трудовых будней. А следом — «Мамаев курган», написанный в стиле русской народной песни, прямая противоположность «Сиренам», мужественный, былинный гимн героизму советских солдат.

...Тревожный по-гайдаровски, берущий за сердце «Кибальчиш».

...Полная внутреннего достоинства и озаренности, чуть суровая и по-настоящему «мужская» песня «ЛЭП-500», — пожалуй, образец современного советского песенного творчества. Песня, которую, на мой взгляд, исполнители еще должны открыть заново...

...Героическая баллада, своеобразный народный плач «Если отец герой».

Наконец, «Звезда рыбака» — по-гриновски лирический, мягкий, удивительно человечный вальс, словно «бегущий по волнам».

ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Слушая концерт из произведений Пахмутовой, невольно поражаешься многообразию жанров, широкому диапазону звуков и выразительных средств, отточенной, совершенной по форме и глубине мелодике, которыми так свободно и широко владеет композитор, ее музыкальной и душевной щедрости. Пахмутова — новатор, как и всякий большой художник. Она смело экспериментирует (например, песня-элегия «Нежность»), оставаясь сама собой, никогда не нарушая целесообразности замысла и не впадая в трюкачество. Ее пионерские песни, вернее, кантата «Красные следопыты», — новое слово в этом труднейшем жанре.

Национальное, русское содержание творчества Пахмутовой безусловно. Вспомните хотя бы «Зачем меня окликнул ты» из кинофильма «Жили-были старик со старухой». Композитору чужды приемы и скоротечный успех так называемых «шлягеров» — однодневок, которыми, к сожалению, еще часто засоряется наш эфир. Кажется, песни Пахмутовой на удивление просты и общедоступны, но их простота и доступность идут от мастерства, таланта и... сложности. Да, сложности. Ведь без сложности нет истинных творческих достижений. Бывает, новую песню Пахмутовой не сразу «схватываешь», как иной модный и эффектный шлягер. Но подобная модная и «приятная» песенка исчезает, как дым сигареты, а песня Пахмутовой входит в сердце человека, остается с ним надолго, навсегда.

Потому что Пахмутова бесконечно далека от «модности». Творчество композитора, проникнутое высокими и справедливыми идеями, — современно в самом высшем понимании этого слова. И по ее песням, всенародно любимым, можно судить не о каких-либо частностях, а о существе великой эпохи, в которую мы живем. Таков ее новый цикл песен о летчиках. В песнях Пахмутовой выражены мечты и искания, тревоги и радости, надежды и свершения нашей молодежи. И поэтому их поют и будут петь.

ПОСЛЕ КОНЦЕРТА. Уже разошлись усталые музыканты. Погасли жаркие юпитеры. Телевидение закончило передачу. Все цветы были подарены. Руки устали от аплодисментов. На сцену вышел Павел Попович и начал руководить хором... из нескольких сот зрителей. Это было третье, незапланированное отделение творческого отчета Александры Николаевны Пахмутовой.

А спустя год с небольшим во Дворце съездов уже шесть тысяч делегатов и гостей самого большого комсомольского собрания 1966 года пели ее «Тревожную молодость»...

КОРОТКОЕ ИНТЕРВЬЮ С А. Н. ПАХМУТОВОЙ.

1. Ваш любимый композитор?

У меня нет избранного кумира. Многовековая история мирового искусства оставила нам много гениальных композиторов. Пусть мне простят «всеядность», но я люблю и Баха, и Моцарта, и Бетховена, и Чайковского, и Грига, и Сибелиуса. Так же и в поэзии. Есть Пушкин, но разве можно представить себе поэзию без Гете, Блока, Есенина, без наших поэтов-современников?.. Есть вещи устоявшиеся, они во мне с детства — это русские народные песни. И каждый раз их открываешь заново.

2. Ваши творческие планы?

Мне хотелось бы быть ближе к музыке, больше работать. Встречи, выступления, поездки, к сожалению, отнимают много времени. Но ведь без них тоже нельзя. Стараюсь до предела уплотнять свое время. У меня скопилось много незаконченных песен. Ближайшая задача — завершить работу над ними. Хочу написать сочинение для симфонического оркестра. Давно я не бралась за эту сложную и увлекательную работу.

3. Что бы Вы хотели сказать читателям «Смены»?

Мне приятно, что читатели «Смены» постоянно встречаются с песней. Другие журналы почему-то не занимаются этим регулярно. И больше любите музыку, она воспитывает добрые чувства. А в «Смене» пусть печатается больше материалов о современной музыке, о ее создателях.

ПЕРЕКЛИЧКА. «...Мы как революционеры можем ждать в будущем титанических песен революционной страсти», — писал А. В. Луначарский, виднейший строитель социалистической культуры. Десятилетия жизни, борьбы и труда Советского государства полностью подтвердили это высказывание. Советские композиторы-песенники создали немало замечательных песен, достойных нашего народа. И когда А. Н. Пахмутова, лауреат премии Ленинского комсомола, говорит, что «советские композиторы никогда не разлюбят наших дорогих героев, мы напишем для вас еще много песен и будем горды и счастливы, если они принесут вам радость, если они помогут вам в вашем огромном труде, на вашем прекрасном пути в будущее», мы верим, что так и будет, и навстречу колючим ветрам, утренним зорям и солнцу чистому полетят новые песни, с которыми людям легче и дружнее шагать по тропам и дорогам жизни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте об истории создания дворца княгини Гагариной в Крыму,  о непростой судьбе Иосифа Брол\дского, о «первом и последнем энциклопедисте XX века» нашем соотечественнике Николае Судзиловском, о жизни и творчестве неподражаемого Лопе де Веги, о прекрасном городе Таруссе, о великих наших соотечественниках, в разное время живших в нем и о его достопримечательностях, очерк о так всеми любимом Николае Караченцеве, ровно год, как ушедшем от нас, продолжение детектива Ольги Степновой «Моя шоколадная бэби» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Бунин

22 октября 1870 года родился Иван Алексеевич Бунин

Коронация с катастрофой

30 мая 1896 года произошла Ходынская катастрофа

Один из первых

22 января 1898 года родился Сергей Эйзенштейн