Напутствие после дебюта

Мухтар Шаханов| опубликовано в номере №1320, Май 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

О работе комсомола с творческой молодежью, о проблемах становления искусства молодых ведут диалог председатель Совета творческой молодежи ЦК ЛКСМ, лауреат премии Ленинского комсомола республики поэт Мухтар Шаханов и специальный корреспондент «Смены» Андрей Комаров

«СМЕНА»: Из многих встреч и бесед я узнал, что в Казахстане появилась еще одна, новая и неожиданная примета весны – говорю о фестивале творческой молодежи «Жигер».

М. ШАХАНОВ: Да, он стал действительно традиционным, и недаром приурочен к весне: как окрепшие ростки и набравшиеся сил почки готовы в это время дать новую жизнь природе, так и найденные после долгого и ответственного поиска молодые таланты обещают новое цветение древу искусства.

«СМЕНА»: Красочное сравнение. Оставаясь в его стилистике, позволю предположить: ведь может случиться, что некоторые ростки дадут слабые, чахлые всходы, а некоторые листья не зазеленеют – просто не распустятся.

М. ШАХАНОВ: Именно поэтому – чтобы поиск и отбор молодых дарований был не поверхностным и более результативным – комсомол республики одним из первых в стране внедрил новую форму: кроме центрального, при ЦК ЛКСМ, Совета творческой молодежи, в каждой области также созданы такие советы. И перед республиканским фестивалем «Жигер» подобные фестивали проходят сначала по областям.

Серьезности смотра, требовательности отбора, ответственности молодых за свой дебют способствует и сама форма проведения «Жигера». Можно ведь было изначально выбрать какую-то определенную базу для фестиваля: театр или Дворец спорта. И в рамках этого помещения устроить прогон номеров. Нет, подумали в ЦК ЛКСМ, в нашем Совете, – это будет похоже на очередной, ничем не выделяющийся смотр. Все будет скомкано, невыразительно, да и дух соревновательства может оказаться сильнее духа творчества. А главное – зритель в основном окажется случайным. И решили: молодежи на время фестиваля будут отданы буквально все культурные центры Алма-Аты – театры и кинотеатры, концертные и выставочные залы, эстрады.

И вот в течение двух недель творческая молодежь выходит со своими достижениями в искусстве на суд не случайного зрителя: ведь на спектакль в театр имени М. Ауэзова пойдут любители драмы, в оперный театр имени Абая – оперы и балета, а в выставочный зал Союза художников – знатоки живописи и скульптуры. Тут уже не может быть скидок на дебют: ты на серьезной сцене, твоя работа перед серьезным зрителем, и за такое доверие нужно отвечать по самому высокому счету. Потому, думается, так и результативен «Жигер», что его участники знают: требовательный, строгий смотр их творчества, по сути, экзамен на аттестат художнической зрелости, выдержать который – значит получить путевку в большое искусство.

Но вернемся к росткам со слабыми, чахлыми всходами – так вы сказали. Такое в практике нашей работы случается чрезвычайно редко, хотя в том или ином измененном виде эта проблема – по сути, проблема истинности дарования, творческого потенциала личности – возникает перед нами, мы еще поговорим об этом. Я же хотел сейчас подчеркнуть вот что: порой начинающему трудно увидеть собственную неудачу, просчет, недостаточно бывает для этого и оценки старших – в запальчивости, свойственной молодости, она может показаться пристрастной. А вот оценка большой аудитории – она уже исчерпывающая, пусть и горькая. Если эта горечь проймет, то будет польза: слабый росток найдет в себе силы не зачахнуть, станет тянуться к свету – работать над собой.

«СМЕНА»: Конечно, массовость – основное достоинство фестивалей как формы работы с творческой молодежью. Но теперь часто с тревогой говорят, что если в спорте на пьедестал почета всходят трое призеров, то в искусстве тревожно большим становится число лауреатов, дипломантов и т. п.

М. ШАХАНОВ: Разделяю эту тревогу. Лидеры должны быть. Ведь первые – те, на кого равняются, те, с кем достойно и интересно соревноваться.

У нас много молодых деятелей искусств, заслуженно увенчанных, как принято говорить, лаврами. Есть на кого равняться творческой молодежи. Певец Алибек Днишев – лауреат премии Ленинского комсомола, народный артист Казахской ССР, успехи мастера балета Рамазана Бапова отмечены званием народного артиста СССР, за триптих «Земля и время. Казахстан» художнику Камилю Мулашеву в прошлом году присуждена премия Ленинского комсомола. И мы всякий раз приглашаем этих уже признанных молодых мастеров искусств участвовать в «Жигере», подчеркивая тем самым: комсомол помог раскрыться их дарованию, создал условия для творческого роста. Но не будем забывать и о том, каким упорным трудом воспитали наши молодые мастера в себе истинный талант, как многотрудна была их дорога к успеху. Приходится говорить об этом, ибо часто наблюдаешь этаких пустоцветов, желающих устроиться в искусстве. Ждущих, что комсомол и творческие организации не только помогут пройти нелёгкую, опасную стадию дебюта, но затем возьмут за ручку и поведут дальше.

Что мы стараемся прежде всего сделать, готовя каждый фестиваль? Открыть новые имена и представить их аудитории. И вот я стал задумываться: а так ли уж это правильно – каждый год новые имена? Не лучше ли эффективнее работать с уже открытыми талантами, следить за их ростом? Иначе что получается: опубликовал начинающий поэт пару стихотворений в молодежной газете, выступил с ними на поэтическом вечере в рамках «Жигера» – и почувствовал себя вправе требовать уже каких-то привилегий. Я часто вспоминаю слова одного художника: «Талантов у нас много. Но дайте мне личность». Воспитать в таланте личность – вот, на мой взгляд, что должно определять работу комсомола с творческой молодежью теперь, когда можно говорить о созданной стройной системе дебюта молодых.

«СМЕНА»: Вы затронули очень важную проблему. Ее называют по-разному: проблема второй книги, второй роли, второго фильма...

М. ШАХАНОВ: Действительно, за время, прошедшее с выхода постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» – а прошло уже больше пяти лет, – комсомолом накоплен огромный опыт работы с начинающими свой путь в искусстве. Но если вдумчиво проанализировать его, то при всем многообразии форм структурно четкое выражение пока получила лишь проблема дебюта. Она сегодня решается успешно во всех видах искусства. Думаю, что значительные цифры семинаров, совещаний, творческих командировок, выпущенных книг, спектаклей и фильмов, проведенных выставок – все то, чем характеризуется сегодня деятельность нашего совета, – не должны заслонять назревшей необходимости в принципиально новой системе работы с творческой молодежью, успешно прошедшей трудную стадию дебюта. Ведь как часто бывает: в первой книге или фильме видишь страстные раздумья о времени, о жизни народной, а потом читаешь или смотришь произведения как будто других людей – пустые, созерцательные.

«СМЕНА»: Тут, мне кажется, немаловажную роль должно играть наставничество.

М. ШАХАНОВ: Я тоже так считаю. Ведь движение наставничества охватило практически все сферы работы комсомола с молодежью. А в случае с творческой молодежью оно развивается пока, что говорить, слабо. Конечно, трудно представить, чтобы за каждым начинающим художником был закреплен мастер или за каждым литератором... Но есть же такая практика в работе с молодыми актерами – студии, которые ведут известные актеры или режиссеры. Студия Олега Табакова в Москве, например. У нас пока такая практика не совсем привилась, наставничество возникает стихийно, благодаря личной увлеченности того или иного мастера. Не ошибусь, если скажу, что своим успехам лауреат премии республиканского комсомола скульптор Бахыт Абишев во многом обязан шефству и заботе Еркина Мергенова. А многие молодые художники с благодарностью говорят о буквально подвижнической деятельности искусствоведа Ирины Петровны Юферовой, энтузиаста их творчества и организатора их выставок.

Четко должны осознавать свое высокое предназначение наставничества и организации, ведущие работу с творческой молодежью. Всего несколько лет назад, отвечая на известное Постановление ЦК КПСС, в республике было создано молодежное издательство «Жалын». Деятельность его по помощи вступающим в литературу трудно переоценить. Серия «Оркен» («Всходы»), ежегодный поэтический сборник «Карлыгаш» («Ласточка»), литературно-художественный альманах «Жалын», коллективные сборники прозы «Встреча» и «Перевал» дали возможность многим и многим молодым литераторам представить свои произведения на суд читателей. Совместный с нашим Советом поиск дарований в литобъединениях республики вылился в сборники «За днем грядущим», «Жар души своей», «Поющая Сырдарья», «Целинные просторы». Альманах и форма сборников позволяют в потоке произведений начинающих выделять перспективные имена. И тогда вслед за дебютом следует книга. Их, первых, издательством выпущено немало, но, не давая авансов и как поэт, я хотел бы особо отметить уверенные, крепнущие поэтические голоса Т. Туяхбаева и С. Аксункарулы.

«СМЕНА»: Не только поиск дарований, но и строгий отбор среди уже дебютировавших – думается, так можно подытожить некоторые ваши размышления. Это важнейшее направление повседневной деятельности Совета, смотр результатов, достигнутых в буднях.

М. ШАХАНОВ: Вы правы, достаточно пройти только по Алма-Ате. В театре юного зрителя – дебют выпускницы нашего театрально-художественного института Шолпан Сиргебаевой. она играет главную роль в пьесе лауреата премии республиканского комсомола О. Букеева. В выставочном зале Союза художников открылась одиннадцатая (!) республиканская выставка молодых художников. Кроме уже известных в Казахстане М. Амонжолова, Е. Тулепаева,

А. Ильина, выставка заявила дебюты А. Нисупова, Л. Калиновской, А. Сихаева и других. Так что, как видите, еще впереди наш «Жигер», а обсуждать есть что. Обсуждать строго, требовательно.

«СМЕНА»: Над какими новыми формами деятельности совета вы сейчас думаете, какие не решенные еще проблемы вас волнуют?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о народной поэтессе-плакальщице с уникальной судьбой Ирине Федосовой,  материал о сказочнике Гансе Христиане Андерсене,  о живописце, графике, поэте, издателе, мастере эпатажа и скандальных презентаций, человеке исключительной одаренности и неуемной энергии, Давиде Бурлюке, о крымчанине, основателе   Международного Гумилевского фестиваля «Коктебельская весна», поэте Вячеславе Федоровиче Ложко, о том, что произошло в роковой день 28 июня 1914 года , когда выстрел больного сербского мальчика перевернул, можно сказать, мировую историю и многое другое...

Виджет Архива Смены