Мы тебе верим, Светка

Эльза Бадьева| опубликовано в номере №774, август 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Я решила... домой ехать. В Курган.

Рита не верит. Не хочет верить. Она, конечно, тут же бежит к Лене, и они возвращаются в общежитие, оба озабоченные и недовольные.

- Славка, этим не шутят! - сердито говорит Леня. - Распаковывай вещи!

Светка сидит на кровати перед опустевшей тумбочкой и упрямо повторяет:

- Я решила. Я уеду... домой.

Двое парней встречаются в обеденный перерыв у прилавка магазина. Один покупает буханку хлеба, другой - бутылку водки. Первый, скосив глаза на бутылку, подмигивает:

- Для аппетита?

- Для настроения...

- А у вас в бригаде девчонка появилась новенькая... Не выдаст?

Второй парень скалит пожелтевшие от табака зубы:

- Она хоть и девчонка, а «свой парень»! Через несколько минут бутылка уже гуляет по кругу. Бригада каменщиков, чуть ли не в полном составе собравшаяся за штабелями теса, «обедает». Каждый отпивает из горлышка, передает дальше. Очередь доходит до Светки. Не моргнув глазом, она принимает из рук соседа бутылку, с видом заправского пьяницы отмеривает пальцем уровень, пьет и заедает куском колбасы. Лотом так же по кругу идет пачка «Беломора». Запросто, словно курит она с пеленок, Светка берет папиросу, прикуривает у соседа. Захмелевшие парни начинают рассказывать анекдоты, и Светка, не краснея, слушает вместе со всеми, хохочет над слишком крепкими выражениями.

Она живет в общежитии треста «Курганжилстрой» шумно и весело. Дружит в основном с парнями, девчат «презирает» и сторонится их. В тресте слывет хорошим каменщиком и развязной, испорченной девицей. Это мнение ничуть не смущает ее. Кажется, что Светка довольна тем образом жизни, который она ведет. Но это только лишь кажется. Ни дома, ни семьи у нее по - прежнему нет. В воскресенья она ходит в «тот дом», но в соседний подъезд, к тете Поле. Туда прибегает братишка, и они встречаются тайно от матери. В глубине Светкиной души столько горечи, столько боли, что заглянуть туда ей и самой страшно. Горечь эта от чувства бесконечного одиночества. Ведь Светке нет еще восемнадцати, ей хочется ласки, заботы, внимания. А она совершенно одна в жизни. Правда, о ней заботится государство: она работает по шесть часов, ей есть где жить, есть на что жить. Но ведь этого совсем недостаточно для полного человеческого счастья! И Светка тянется к парням, с которыми работает, подстраивается к ним и долгое время считает их настоящими друзьями.

Правда, очень свежи воспоминания о другой дружбе, которая облагораживала Светку, удерживала от опрометчивых поступков, заставляла забыть плохие привычки. Но теперь Рита далеко, и ее хорошие письма не могут изменить течения Светкиной жизни. Далеко теперь и детский дом, где осталась Светлана Аполлоновна, которая считает дружбу чувством красивым и возвышенным. Конечно, друзья - воспитательницы не разговаривали так, как говорят каменщики со Светкой, перебирая при ней весь «словарный запас»... «Но ведь те интеллигенты, - рассуждает Светка. - А ее, Светкины, друзья - рабочие парни. Кстати, и Рита, пожалуй, - тоже интеллигентка. Кончила десятилетку, знает много стихов...»

И Светка решает сама для себя, что есть в жизни две нормы поведения: одна для интеллигентов, другая для рабочих.

Ее новые друзья не любят никаких коллективных прогулок, о туристских походах и слышать не хотят. Это огорчает Светку. Они отмахиваются от Светки, если она предлагает сходить в театр, книг не читают. Они только работают, спят и пьют... Но они хорошие парни, Светка за это ручается! И раз уж она им друг, то тоже не ходит в театр и очень редко берет в библиотеке книги.

Иногда совершенно неожиданно, со дна Светкиной души, откуда - то из - под тяжести горя и одиночества, поднимается светлый и могучий прибой музыки. Она прислушивается и недоумевает: как так? Не по радио, не на улице, а где - то в самой себе слышит она музыку. И наконец понимает: это музыка, которую сохранила память. Это «Полонез» Огинского... И она старается заглушить в себе воспоминания о детдоме.

Совершенно случайно она попадает однажды во время перерыва в бригаду штукатуров. Заходит к ним «просто так», потому что злится на своих ребят и не хочет с ними обедать. А злится справедливо... Генка сегодня до того плохо работает, что ей все время хочется подойти и треснуть его. Навалит раствора больше чем надо, размажет, а он растекается, свисает по стенке и застывает отвратительными потеками. Светка смотрела - смотрела на все это, не выдержала, подошла.

- Гад ты, Генка, больше никто! Смотри, стена у тебя будто соплями обвешана. Ведь это глазам пакостно! А кроме того, раствору в два раза больше изводишь.

- Иди ты знаешь, куда!... - вяло огрызнулся Генка.

- А чтоб у тебя лапы пообвалились! - взвилась Светка. - Неужели не стыдно? Я девчонка, и то...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены