Мы тебе верим, Светка

Эльза Бадьева| опубликовано в номере №774, август 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Очень просто. Убегу из детдома и поеду в Сибирь на крыше вагона!

В ответ Рита добродушно смеется. Светка сердито шмыгает носом и уже другим тоном, полным непоколебимой решимости, заявляет:

- Так я и сделаю. Убегу...

С этого дня Светка перестает ходить на работу в трикотажную мастерскую. (В детском доме три мастерских: швейная, ткацкая, трикотажная, - в которых девочки, осваивая мастерство, работают по два часа в сутки.) Она не отходит от Риты ни на шаг, словно боясь, как бы не прозевать время ее отъезда. Рита тоже нервничает: ей и самой тяжело расставаться с «трудной» девчонкой, которая только ее одну приняла в подруги. Озабочена их расставанием и Светлана Аполлоновна. Она не уговаривает Светку, не утешает - это бесполезно, - она просто пытается отвлечь ее, чаще устраивая музыкальные вечера, прогулки, игры. Но Светка опять избегает их.

И вот Рите и ее одноклассницам выдают в райкоме комсомольские путевки на новостройки Сибири. Светка сидит в приемной райкома и ждет, когда Рита выйдет от секретаря. Рита выходит, берет Светку за руку и неожиданно говорит ей:

- Я тоже решила: ты обязательно поедешь со мной! Только не крадучись, а совершенно открыто. Сейчас же пойдем к директору...

Они врываются в кабинет директора детдома и, перебивая друг друга, объясняют свою просьбу. Директор спокойно выслушивает и, конечно, говорит «нельзя».

- Не можем мы сейчас отпустить Светлану. Надо десять классов окончить.

- А я не хочу десять классов! - взрывается она. - Я работать хочу.

- Тогда надо окончить семь, - невозмутимо возражает директор.

И все - таки Светка уезжает. Несколько дней и она, и Рита, и Ритины подружки, и даже некоторые преподаватели уговаривают директора доверить «трудную» девчонку Рите Колле - гиной, убеждают, что нельзя их отрывать друг от друга. Чтобы решить этот вопрос, специально собирается педсовет. И вот Светке и Рите выдают новые пальто, платья, обувь, деньги на первое время.

... Есть в Сибири, недалеко от Абакана, городок Абаза. Плотным кольцом сходятся вокруг него горы, хмурые по вечерам и добрые, сине - голубые утром. Близко к городку подступают кедровые рощи, заросли дикой смородины и крыжовника. Чистые, звонкие песни поют горные родники. В этот городок на строительство рудообогатительного комбината и приезжают новоселы. Риту сразу же направляют в бригаду учеников - каменщиков, а Светке говорят: «Мала. Подрасти надо...»

Рита получает спецовку, приносит ее в общежитие. Светка смотрит на подругу с нескрываемой завистью. Нет! Пусть ее осуждают, пусть ругают, но она не хочет больше учиться, хочет работать! Ведь ей уже четырнадцать! И опять - уже в который раз! - идет Светка в отдел кадров строительства. И опять ей вежливо отказывают. Тогда она поступает в школу ФЗО и через год становится каменщиком. Они работают с Ритой в одной бригаде, строят жилые дома, клубы. Возвращаются после смены в рабочее общежитие усталыми и счастливыми. У Светки теперь коротко острижены волосы, лицо обветренное, загорелое, а бойкие глаза светятся радостью. В рабочем комбинезоне она очень похожа на бедового мальчишку. Ее шутя даже называют по - мальчишески: «Славка».

Но вот фронт работ в Абазе становится меньше, и подруг переводят в шахтерский городок Черногорск.

В Черногорске много хороших парней. Очень много. И большинство из них - знакомые Светки. Держатся они с ней попросту, как с товарищем. При встрече хлопают по плечу, говорят: «Привет, Слежка!» Берут с собой на лыжные прогулки, учат играть в хоккей. Светка гордится, что смотрят они на нее, как на равного. И когда девчата начинают сетовать, что, мол, Светка не похожа на девушку, и начинают уговаривать ее купить вместо спортивных брюк нарядное платье, Светка неизменно отвечает на это единственным словом:

- Мещанки!

Леня - тоже ее товарищ. Он часто заходит в общежитие, и они, пригласив Риту, втроем ходят в кино, в клуб, на городские гулянья. Рита сначала сторонится Лени. Светку это раздражает. А потом... Потом Светка вдруг начинает понимать, что Леня ходит не к ней и что не Рита третья в их компании, а она, Светка.

И опять наступают для Светки трудные дни. Опять она подолгу не может заснуть ночью и думает о своем одиночестве. Нет, Рита не переменилась в отношении к ней. Она все так же заботится о Светке, любит ее с нежностью старшей сестры. Но что поделаешь, так уж устроен мир: даже очень любящие сестры со временем выходят замуж... Светка ревнует Риту к Лене. Она пытается найти в нем какие - нибудь плохие стороны, чтобы иметь право высказать Рите свое недовольство их дружбой. Но Леня - очень хороший парень: добрый, честный, прямой и относится к Рите безупречно. Даже когда та капризничает, начинает показывать свой характер (раньше Светка никогда этого не замечала за ней), даже тогда Леня остается сдержанным и предупредительным. И Светка скрепя сердце соглашается с Ритой, что лучше Лени нет парня среди шахтеров Черногорска. И, сама того не желая, она начинает придумывать причины, чтобы не пойти с ними в кино или клуб. В таких случаях Рита возвращается домой поздно. Не зажигая света, раздевается, на ощупь поправляет на Светке одеяло и ложится спать. А Светка не спит. Она только притворяется спящей. Она думает о том, что все - таки очень несчастна в жизни.

Часто Светке приходят письма от Светланы Аполлоновны. Добрые, хорошие. Реже - от брата. Письма брата нежные и грустные, и в каждом из них обида. Почему Светка совсем - совсем не пишет ему?.. Но Светка пишет. И даже очень часто. Но письма не попадают к Вите, их уничтожает мать. Да и сам Витя пишет Светке крадучись, в тайне от матери. Он соскучился, очень хочет видеть сестру, зовет ее в Курган. Витя рассказывает о том, какими красивыми становятся курганские улицы, какое большое строительство ведется в городе и как это будет здорово, если Светка приедет строить родной Курган!

Наверное, это эгоистично и не по - дружески, но Светка иначе не может. Когда становится ясно, что Рита и Леня скоро поженятся, она увольняется с работы, упаковывает вещи и виновато признается Рите:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Встречи и люди

Из записной книжки туриста