Можно ли писать грустные стихи

Нэлла Коген| опубликовано в номере №338, февраль 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

И, может быть, - на мой закат печальной

Блеснет любовь улыбкою прощальной».

Чем была бы первая часть пушкинского стихотворения без второй? Моментальным снимком с душевного самочувствия, искренним, но плоским: за ним не виден человек. Вторая часть, вернее сочетание второй с первой, делает эти стихи произведением искусства: в нем, в этом сочетании, закреплена душевная жизнь в движении, в работе. Вот почему мы можем судить по этому стихотворению, каким человеком был Пушкин. Стихотворение должно говорить о человеке в целом, отражать его душевную жизнь в ее движении. Это - необходимое условие лирического творчества.

Дело не в ощущении грусти и не в ощущении счастья, оторванных от всего остального. Мир человеческих чувств гораздо сложнее, чем эти две краски: черная и белая.

Кроме того, никто не может заказать себе ни одного чувства. Когда поэт садится за стол, он вовсе не задает себе урока: дайна я напишу сегодня что-нибудь грустное (или наоборот)! Он другим занят, о другом заботится.

Ваши товарищи, требующие «счастливого конца», выражают свое требование неумело. Они предполагают, что «счастливый» конец механически приклеивается к любому произведению. Но, по существу, их требование ближе к правде большой человеческой поэзии, чем ваш вопрос.

Не в том дело, чтобы стихи непременно были веселыми: дело в мироощущении поэта, в его бессознательной, может быть, философии. Читатель наш справедливо требует, чтобы мироощущение поэта было жизнеутверждающим.

Один поэт поколения, предшествующего нашему, по-своему очень талантливый, - Бальмонт - сказал:

«Я не знаю истины, годной для

других,

Только мимолетности я влагаю

в стих».

Как видите, тут целая система мышления, целая программа для лирического поэта. Не правда ли, она в корне противоположна той поэзии, которая нужна советскому юношеству?

Стихи, прежде всего, должны быть нужными другим людям. Они должны действовать на

других людей.

Решайте сами, какими они должны быть, чтобы выполнить свое назначение.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены