Молодость, труд, воспитание

опубликовано в номере №967, сентябрь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Слово социологам

В № 16 «Смены» мы начали знакомить читателей с некоторыми вопросами, которые обсуждали социологи на Всесоюзной научно-теоретической конференции «Социализм и молодежь». Конференция была организована ЦК ВЛКСМ совместно с Академией наук СССР и Министерством высшего и среднего специального образования СССР в честь 50-летия Октября. В прошлом номере речь шла о студенчестве. Сегодня за нашим «круглым столом» вы встретитесь с социологами, исследующими жизнь рабочей молодежи. В ближайших номерах журнала мы продолжим разговор о проблемах, поднятых социологами. Трудовое воспитание начинать нужно еще в школьной юности - к этому выводу давно пришли многие ученые. Однако вопрос, КАК это делать, требует дополнительных исследований. Склонность к труду надо целенаправленно воспитывать, причем не только вообще («трудиться хорошо, а лениться дурно»), но конкретно: пробуждать любовь к определенному виду труда - и не просто как бог на душу положит, а в зависимости от способностей молодого человека. Ю. Орлов, кандидат философских наук из Балашова, справедливо считает, что профориентация молодежи, столь плохо пока поставленная, должна быть не только суммой сведений о профессиях, но и детальной информацией о комплексе психологических и физических требований, необходимых, чтобы отлично владеть профессиями. Тогда можно будет действительно точно, а не наугад выбрать дело по себе. Но при этом, отмечает ученый, выбор должен быть значителен: в пределах 20-30 профессий. Пока все решается интуицией, мнением семьи, знакомых, но наука планирует уже сейчас - на будущее - организацию квалифицированных психологических лабораторий по профориентации в каждом населенном пункте. Итак, предположим, молодые люди, получив научную консультацию, выбрали профессию верно. Что же дальше? Как вчерашний школьник становится рабочим? Получил пропуск на завод, надел спецовку, встал к станку, и все? Конечно, нет. Московский ученый А. Трошин разрабатывает проблему адаптации вчерашнего школьника в рабочем коллективе. Он пришел к выводу, что психологический процесс приспособления выпускника школы, ранее со всех сторон опекаемого, к самостоятельной деятельности и быту очень не прост. С. Артемов, сотрудник Уральского филиала Академии наук, пояснил, к чему именно приходится приспосабливаться бывшему школяру: к профессионально-производственным требованиям, к новым условиям труда и быта, к новому коллективу, его обычаям и традициям. Школьник, пришедший на завод, в отличие от школьника, поступившего в вуз, меняет не учебное заведение, а «ступень» деятельности. Это требует значительной перестройки его жизни. Облегчить эту перестройку, считает С. Артемов, может подготовка молодого рабочего в профтехучилище. На страницах нашего журнала ранее публиковались материалы, исследующие причины, по которым школьники, не окончив средней школы, идут на завод: это и желание стать самостоятельными и потребность в некоторой материальной независимости. Однако мы не можем не присоединиться к выводу ученого о том, что именно профтехучилищу лучше всего стать первым этапом адаптации. Для тех, кто миновал эту ступень, адаптация начинается прямо в цехе. Здесь «притирка» идет по принципу большего соединения обучения с производительным трудом. Этот принцип включает в себя требование всеобщности труда и направлен на всестороннее развитие личности. Благодаря ему каждый располагает возможностью овладеть общим запасом знаний и опыта. Этот принцип включает в себя и требование трудового воспитания всех людей. А это залог не только развития физических и умственных способностей человека, но и воспитания коммунистического отношения к труду. М. И. Калинин говорил, что «любовь к труду является одним из главных элементов коммунистической нравственности». Но каждый ли молодой рабочий получает от своей работы, от своей самостоятельной жизни чувство удовлетворения? Не каждый. Причины различны. Обучение на месте часто зависит от характера и педагогических навыков мастеров или инструкторов. На конференции приводился, например, такой факт: на Средне-Уральском медеплавильном заводе для обучения пришедших в 1966 году подростков выделили 50 инструкторов, из которых 28 не имели даже неполного среднего образования. Часто обучение проходит в спешке и «созерцательным» способом: мастер или прикрепленный рабочий стоит у станка, а ученик «учится», не прикасаясь руками... Чего стоят такие знания, вряд ли нужно комментировать... И тем не менее эта «система» обучения, к сожалению, привлекает некоторых юношей и девушек. В основном потому, что срок обучения здесь короче, хотя и в ущерб знаниям. А. Шарова, научный сотрудник из социалистической революции». Перми, подчеркивает важность связи рабочих заданий с уровнем образования и профессиональной подготовки. Нарушение ее может вести к снижению заинтересованности в работе, понижению производительности труда, наконец, текучке. Перспективные виды труда - труд наладчика, слесаря-сборщика, автоматчика и т. д. - способствуют повышению общественной активности личности. Молодежь, как правило, привлекают профессии, связанные с требованием довольно значительного уровня образования и квалификации, - вот мнение московского социолога В. Иванова. Но в то же время пока еще объективно необходимы профессии средней и низкой квалификации. Разрыв между высоким квалификационным разрядом и низкой разрядностью работы - серьезная проблема. Думается, что А. Шарова ставит актуальный вопрос нам нужно и такое планирование, которое будет учитывать уровень образования и подготовки рабочего резерва через 3-5-7 лет. Л. Ананич, секретарь ЦК ЛКСМ Латвии, остановился именно на этой мысли. Он говорил о том, что характерное для молодежи сегодня имеет большое будущее завтра. Вот пример. В исследовавшемся коллективе 16,7 процента работников, получивших образование без отрыва от производства, сменили рабочее место на должность техника или служащего, 18,6 процента освоили смежные профессии, а 9,5 перешли на более квалифицированную работу. Видимо, когда речь идет о планах технического развития, то, думая о молодежи, в них нужно предусматривать коллективные формы повышения квалификации и разработку научных методов наиболее целесообразной расстановки и продвижения кадров. При этом нужно учитывать, что сознательность людей в отношении к труду растет. Социолог В. Турченко из Новосибирска сообщил такие факты: за 4 года по 20 обследованным предприятиям количество работников, самостоятельно контролирующих продукцию, возросло от 0 до 2 тысяч. Широкое распространение получили наряду с субботниками и другие формы коммунистического труда - работа в ОКБ, бригадирство на общественных началах, бесплатное обучение учеников. Так что речь должна идти уже именно о правильном использовании способностей и возможностей людей.

- Молодое поколение, - отмечает социолог из Саратова К. Иванова, - отличается эмоциональностью, кипучестью, быстрой восприимчивостью и легкой ранимостью. В этой связи надо особенно тактично применять систему моральных стимулов к труду. Смоленский ученый В. Дзюбалов высказывает интересные соображения о целом комплексе воспитательно-трудовых форм. Конкретно-социологические исследования на предприятиях Ленинграда и Смоленска показали, что наиболее эффективны коллективные формы организации и оплаты труда: работа по одному наряду, работа сквозных комплексных бригад и т. д. Здесь выше организованность, чувство ответственности, товарищества. Правилом становится помощь не «тогда, когда просят», а «когда вижу, что надо помочь». Личный пример и общественное мнение - это тоже мощный источник трудового воспитания. Сила коллективного доверия, соревнования, традиции, атмосфера дружбы, принципиальной критики и самокритики - это социально-психологические рычаги воспитания. «Решение собрания», «осуждение товарищей», «вывод на круг» - все эти общественные меры воспитывают часто лучше административных. То же можно сказать о мерах поощрения: «портрет на доске почета», «вручение премии в торжественной обстановке» и т. д. Все это можно применить и к жизни молодежи на стройках, где, впрочем. есть и своя специфика. Комсомольские ударные стройки обладают громадным педагогическим потенциалом. Но реализовать этот потенциал не просто. Надо сформировать коллектив из различных людей, различных национальностей, съезжающихся на стройку, причем с учетом всех специфических особенностей коллектива. Интересны соображения секретаря Иркутского обкома комсомола Г. Куцева о том, почему комсомольскую стройку можно считать «лабораторией передовых приемов комсомольской работы». Приезжают на стройку люди в возрасте между 20 и 30 годами - таких 70-80 процентов. Их общеобразовательный уровень довольно высок, общественная активность тоже высока. Но большинство приезжающих не имеет необходимой профессиональной подготовки. И поэтому ритм стройки должен заставить учиться, совершенствовать свое мастерство. Труд на ударных стройках - продолжение подвига молодежи Магнитки, Кузбасса, Комсомольска-на-Амуре. Это школа не только трудового, но и политического опыта. Здесь молодежь творчески растет, здесь получает возможность активного участия в управлении производством, развивает свою самостоятельность, инициативность. Г. Куцев отметил, что комсомольской организации ударной стройки пора предоставить более широкие права в решении вопросов труда, учебы, быта именно с учетом специфики ударных строек. Такой опыт уже есть. На строительстве Киевской ГЭС, например, с момента высадки «первого десанта» прием на работу решался только через штаб, в котором каждого новичка знакомили с особенностями работы на стройке и традициями. На Украине, по свидетельству социологов, большое внимание обращено на подбор воспитателей, особенно бригадиров. Они должны быть политически и нравственно зрелыми, авторитетными людьми. Это также один из методов борьбы с текучкой. У отрицательных случаев в трудовой дисциплине, которыми тоже интересовались ученые, есть конкретные истоки. В. Яковлев отмечает, что 53 процента опрошенных им молодых людей считают, что на появление отрицательных качеств влияет культура мастеров, их деловые качества. Разумеется, не только это сказывается на дисциплине молодежи. Плохая организация труда, штурмовщина, нарушение технологического режима и сами условия труда (захламленность, шум и т. п.) - все это тоже действует на формирование отношения к труду, говорит новосибирский социолог Н. Филатов. Характерно, что на стройках, где простои составляют в среднем 15 процентов рабочего времени, рабочие нарушают трудовую дисциплину в 2 раза чаще. Воспитательной работе на сегодняшнем уровне уже не подходят «огул» и «вал». Она нуждается именно в научном оснащении и подходе. А. Крухмалев ставит вопрос о неиспользованной активности «старшей» молодежи. О тех, кому 20-28 лет. Порой в комсомольской работе они как бы уходят на второй план. А ведь это активный возраст! Более того, это люди уже с определенным жизненным и трудовым опытом. Но случается, что порой они сами себя считают «старыми» для комсомола. Им надо дать убедиться в том, что это не более чем заблуждение. В воспитании активного отношения к сфере своего труда, в выработке подлинно хозяйского чувства немалую роль играет экономическая учеба. Опираясь на опыт работы комсомольских организаций предприятий и строек химии Поволжья, А. Раков из Саратова рассматривает ее как важный элемент в идейном воспитании молодежи. Он считает, что «подскок» цифры «охваченных» экономической учебой с 5 тысяч до 120-140 тысяч говорит об усилении интереса к проблемам экономической реформы. Вместе с тем социолог подчеркивает необходимость конкретных мер: участие комсомольских организаций в заключении коллективных договоров, активизирование работы советов молодых специалистов. От этого ярче разгорится пламя инициативы, окрепнет чувство ответственности за общее дело. Идейные, граждански зрелые люди сознательно относятся к труду, активно участвуют в управлении производством. Интересные факты приводил ученый А. Гордейчук с Дальнего Востока. Он сказал, что за один только год количество рабочих в постоянно действующих совещаниях возросло более чем на 106 тысяч человек. Однако молодежь тут не всегда впереди. На заводе «Дальдизель» - 88 процентов молодых рабочих, а на «Энергомаше» - 83 не входят в состав самодеятельных коллективов и творческих объединений. Комсомольские организации этих заводов ссылаются на добровольность участия. Но она не тождественна самотеку. При обследовании выяснилось: одни пассивны из-за плохой адаптации, другие оказались «неприглашенными», третьи вели речь о плохих бытовых условиях, четвертые обижались на сложность повышения разряда. Разве тут не требуется помощь комсомольских активистов? Но вместе с тем не снимается с повестки дня вопрос о самодисциплине, об ответственности человека перед самим собой. Редакция «Смены» организовала в свое время на страницах журнала дискуссию, начатую статьей «Если хочешь быть счастливым - будь им...» Эта дискуссия вызвала поток писем. Некоторые молодые люди писали, что не умеют справляться со своим свободным временем, скучают, томятся, чувствуют разочарование. А в труде они показывают себя неплохо... Проблемам духовного развития личности молодого рабочего, воспитанию его эстетических вкусов социологами было уделено немалое место.

- Техника, технология, - говорит свердловский ученый Л. Коган, - вещественная среда, с которой сталкивается человек, и тогда становится ясно, сколь важен для него моральный стимул. В это понятие входит многое: идейно-политический стимул, ценностный (судим человека по труду), научно-творческий, эстетический и, наконец, моральный (такой стимул, как соревнование). Другими словами, социологи стремятся конкретизировать мысль о том, что основа воспитания человека - труд. Известно высказывание В. И. Ленина, что сознательный рабочий чувствует себя не только хозяином на своем заводе, а представителем страны. Именно к воспитанию такого отношения и сводятся старания ученых, комсомольских работников, старших товарищей, встречающих молодежь в цеху. ТРУД - это сущность жизни. Воспитание нового человека в труде является такой же закономерностью, как создание материально-технической базы коммунизма. Воспитание нового человека, его нравственных качеств требует, по словам В. И. Ленина, «организации, сплочения и воодушевления». Это значит: перед комсомолом распахнуты необъятные горизонты прекрасной работы. 1917 года в статье «Один из коренных вопросов революции»:

- Либо разгон Советов и бесславная смерть их, либо вся власть Советам - это я сказал перед Всероссийским съездом Советов в начале июня 1917 г[ода] и история июля и августа подтвердила правильность этих слов с исчерпывающей убедительностью. Выступая 6 марта 1922 года на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов. Ленин сообщает:

- На днях мне пришлось прочесть статью Керенского против Чернова в парижском журнале (там этого добра очень много); Керенский говорит: разве мы держались за власть, я еще во время Демократического совещания заявлял, что если окажутся лица, которые возьмут на себя образование однородного правительства, то власть будет передана... Мы не отказывались взять власть одни. Мы заявляли это еще в июне 1917 года.

«Революционеру надо иметь горячее сердце и холодную голову»

Черносотенная печать бешено травит Ленина и большевиков. 7 июня в лаконичной «Заметке» Владимир Ильич отмечает тщетные попытки опорочить его политическую позицию по решающим проблемам тех дней. Он приводит такие строки.

- Из «Нового Времени» от 6 июня:

- «Почему в дни свободы протянулась откуда-то эта черная рука надвигает марионетками российской демократии? Ленин!... Но имя ему легион. На каждом перекрестке выскакивает Ленин. И очевидно становится, что здесь сила не в самом Ленине, а в восприимчивости почвы к семенам анархии и безумия». Отвечая черносотенцам. Ленин пишет:

- Анархическим мы называем получение капиталистами скандальных прибылей на поставках. Безумным мы называем ведение войн из-за дележа аннексий, из-за дележа прибылей капиталистов. И если «на каждом перекрестке» именно эти взгляды находят сочувствие, так причина тому - правильное выражение этими взглядами интересов пролетариата, интересов всех трудящихся и эксплуатируемых. Президиум Первого съезда Советов запрещает демонстрацию рабочих и солдат Петрограда, назначенную большевиками на 10 июня. В ночь с 9 на 10 июня Ленин выступает на заседании большевистской фракции съезда. Участник заседания - делегат иваново-вознесенских большевиков Аркадий Осинкин - восстановил по своим записям и воспоминаниям ряд положений ленинской речи о требованиях к пролетарскому революционеру-большевику. Ими и руководствуется Ленин, предлагая отложить демонстрацию. Свою запись мемуарист предваряет таким замечанием:

- Я лично хорошо запомнил эту речь, так как в ней Владимир Ильич касался моего выступления, и кое-что в записях, кое-что в памяти сохранилось и помогло мне, конечно, не дословно, изложить основной смысл и содержание этой речи. Я не претендую на ее документальность, но основное в речи я постараюсь передать. Запись гласит:

- Выступавший здесь наш молодой товарищ из Иванова сказал взволнованную речь от всего его горячего сердца революционера. Это хорошо, когда у революционера горячее сердце, но этого мало. Революционеру надо иметь горячее сердце и холодную голову, которая управляла бы сердцем, руководила бы им. Наш молодой товарищ возмущается тем, что как же так можно. Руководители съезда не верят нам, своим товарищам по борьбе с царизмом. Он оперировал понятиями: «О чести, праве и т. п.» Необходимо ему, да и другим товарищам здесь и за стенами этого здания, понять и знать, что в политике эти понятия применяет очень часто буржуазия, в том числе и мелкая, только для достижения этим своих целей, там, где это ей выгодно; если же эти понятия ей мешают, она их выкидывает, как ненужную ветошь... Революционер, прежде чем решать, должен трезво оценить обстановку вообще, расстановку классовых сил в особенности, степень подготовки борющихся сил, материальные и иные силы, которыми располагают борющиеся классы, и тогда твердо решать. Надо иметь мужество и умение смело изменить намеченный план, если налицо новые обстоятельства, которые моренным образом изменяют обстановку...

«Я отстаивал принципиальный отказ...»

В середине июня меньшевистско-эсеровские делегаты съезда Советов и лидеры Исполнительного Комитета Петроградского Совета пытаются запретить политические демонстрации трудящихся столицы. Ленин публикует «Письмо в редакцию» «Правды»:

- Меня спрашивают о причине моего отсутствия на вечернем воскресном совещании Исполнительного] Комитета, президиума съезда и бюро всех фракций. Причина та, что я отстаивал принципиальный отказ большевиков участвовать в этом совещании, и представление ими письменного заявления: ни в каких совещаниях по таким вопросам (запрещение манифестаций) не участвуем. Эту большевистскую принципиальность Ленин отстаивает во всех своих выступлениях и даже частных беседах с колеблющимися и неуверенными интеллигентами. В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» Владимир Ильич. противопоставляя большевистскую точку зрения на пролетарскую революцию мелкобуржуазным воздыханиям «людей, опечаленных и испуганных революцией», приводит «два маленьких личных воспоминания». Первое из них относится, видимо, к двадцатым числам июня:

- Разговор с богатым инженером незадолго до июльских дней. Инженер был некогда революционером, состоял членом социал-демократической и даже большевистской партии. Теперь весь он - один испуг, одна злоба на бушующих и неукротимых рабочих. Если бы еще это были такие рабочие, как немецкие, - говорит он (человек образованный, бывавший за границей), - я, конечно, понимаю вообще неизбежность социальной революции, но у нас, при том понижении уровня рабочих, которое принесла война... это не революция, это пропасть. Он готов бы признать социальную революцию, если бы история подвела и ней таи же мирно, спокойно, гладко и аккуратно, как подходит и станции немецкий курьерский поезд. Чинный кондуктор открывает дверцы вагона и провозглашает: «Станция социальная революция: alle anssteigen (всем выходить)». Но контрреволюционеров совсем не устраивает и такой «график движения» революции. Они открыто говорят об убийстве Ленина. Видят в нем своего главного врага. Квартиру Елизаровых на Широкой улице, где поселился Владимир Ильич. конспиративно охраняют красногвардейцы-большевики завода «Старый Парвиайнен». Ленин не знает об этом, но однажды, в середине июня, застает в гостях у младшей сестры начальника охраны - Александра Ефимова и красногвардейца Василия Шунякова. Последний рассказывает, что Владимир Ильич, улыбаясь, спросил;

- Скажите мне. собственно, по какому делу вы пожаловали к нам в квартиру? Из нашего разговора я вижу, что вы пришли не ко мне. да и не к Марии Ильиничне. И вообще у вас какой-то заговорщический вид... А я догадываюсь, в чем дело... Не занимаетесь ли вы охраной нашей квартиры и моей персоны? Сообщите мне все подробнее. Красногвардейцы вынуждены «раскрыть секрет и рассказать обо всем». Выслушав их, Ленин замечает:

-...дело... поставлено неплохо... Но не слишком ли много хлопот?

«Моряк Балтийского флота»

Конец июня 1917-го... Владимир Ильич крайне переутомлен. Товарищи настоятельно просят его отдохнуть. Бонч-Бруевич в это время отправляется к своей семье, в деревню Нейвола близ станции Мустамяки. Он не надеется, что Ленину удастся вырваться из «петроградского пекла». Но вдруг 27 июня, часов в пять вечера, появляется поэт-правдист Демьян Бедный. За ним - Владимир Ильич с маленьким чемоданчиком в руках... По конспиративной привычке он направился с вокзала не прямо туда, где предполагал жить, а на извозчике к Демьяну Бедному, а уж от Демьяна, когда уехал извозчик, пешком за полторы версты к Бонч-Бруевичам... Зная потребность Владимира Ильича иногда оставаться в совершенном одиночестве, гостеприимные хозяева отдали ему небольшие полумансардные комнатки. Условились всячески приноравливаться к его привычкам, делая это совершенно незаметно. Ведь все знали «величайшую деликатность Владимира Ильича, его стеснительность и вечное стремление всем помочь, забывая о себе...». В первый же вечер, когда наступила финляндская предночная тишина, Ленин задумался, ушел в себя...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ленин идет к Октябрю

21. «Есть такая партия» (1917, апрель-июнь)