Метро и большая Москва

П Лопатин| опубликовано в номере №267, март 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Впереди щита - бивень, козырек из литой стали. Внутри - сложные механизмы, бронированные электрические провода и металлические перегородки. А сзади десятки домкратов. Их мощь - полторы тысячи тонн. Упираясь ими в уже готовую стену тоннеля, щит двигается вперед.

За щитом на особой платформе идет «эректор». Он свободно вращается в любую сторону. Он удлиняется и укорачивается и легко поднимает в своих клещах тюбинг - чугунный сегмент весом в полторы тонны. Рабочие скрепляют отдельные тюбинги в кольца - и тоннель готов. Он одет в непроницаемую прочную металлическую одежду.

Щиты с двух сторон подойдут к Москве-реке. Начнется самый ответственный период работ. Теперь метростроевцы пойдут под рекой.

Из готового отрезка тоннеля в грунт врежутся наконечники буровых инструментов, похожие то на острие копья, то на растопыренный рыбий хвост. Веером развернутся они над будущем потолком тоннеля. За наконечниками в грунт войдут металлические трубы.

Где-то на поверхности, на берегу Москвы-реки, встанет замораживающая установка. Она пошлет вниз холодную смесь. Медленно путешествуя в металлических трубах, жидкий рассол, охлажденный до минус 20° Цельсия, заморозит грунт. И на поверхности будет яркий солнечный день, на Москве-реке пронзительными гудками будут перекликаться речные трамваи, юноши и девушки в разноцветных трусах и майках выйдут состязаться в скорости на быстрых байдарках, а глубоко под дном реки встанет замороженный свод.

Под защитой этого прочного как камень потолка, покрытого холодным белым инеем, рабочие начнут возводить громадную трехсводчатую подземную станцию.

Сжатый воздух будет упруго пульсировать в шлангах, и отбойные молотки с пулеметным таканьем врежутся в грунт.

А когда нерушимые бетонные стены окружат станцию, по тем же металлическим трубам будет пущен горячий пар. Он растопит замороженный монолит и снова превратит его в предательский кисельный плывун. Но тогда он будет уже не страшен: под дном реки прочно встанет гигантский вокзал, блики молочных

фонарей будут играть на гладко отполированной поверхности мраморных колонн.

Так будет строиться вторая очередь московского метро.

Вся работа будет предельно механизирована. Электричество и сжатый воздух приведут в действие строительные механизмы. Девяносто километров электрического кабеля будут уложены в первые же месяцы работы. 4300 кубических метров сжатого воздуха ежеминутно будет потреблять строительство второй очереди.

Сегодня линии московской подземки и второй очереди разноцветными полосами пересекают план Москвы на стенах проектных мастерских. Завтра они сойдут под землю, лягут закованными в металл тоннелями под улицами столицы, и москвичи не узнают своего старого города.

Ленинградское шоссе... Оно станет самой широкой и самой зеленой городской магистралью мира. Ширина шоссе - 125 метров. Это больше простора парижских Елисейских полей. Шоссе прорежут вдоль две линии бульваров.

Цветы заполнят балконы и плоские крыши его домов. И под зеленым цветочным проспектом начнется линия второй очереди подземки.

Огни неоновых надписей метро вспыхнут у высоких башен, открывающих вход на улицу Горького на площади Белорусского вокзала. Теперь вокзал не прячется как раньше в глубокой яме. Стоя на широкой ровной площади, он принимает платформы, скорые поезда, идущие самым дальним маршрутом мира: Тихий океан - Атлантика.

Блестящие поезда подземки остановятся на станции «Триумфальная площадь». Над потолком мраморного вокзала ляжет подземный гараж легковых машин. Еще выше, на поверхности, - памятник героям-челюскинцам среди нового зеленого сквера. А вокруг - новые дома и ажурное, все в стекле и смелых взлетах линий фасада, новое здание театра Мейерхольда.

Поезда пересекут проспект Ленина, и где-то рядом с ним, отделенная толщей земли и массивными бетонными стенами, будет лежать трехсводчатая мраморная станция первой очереди «Охотный ряд», величайшая подземная станция мира.

Под Красной площадью пройдут поезда и нырнут под Москву-реку. А может быть, они вырвутся на поверхность и по ажурному мосту пересекут реку. И пассажиры увидят широкую гладь полноводной реки, днем - всплески сигнальных флагов, ночью - язык разноцветных огней.

И в далеком Кировском районе вспыхнет новое слово:

«Метро».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены