Матильда

Денис Логинов|17 Октября 2017, 16:37
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что чувствуешь, когда тебе предпочли другую женщину? Она испытала горечь. Победа над наследником оказалась, увы,  мимолетной. Да, он хотел быть ведомым по жизни, но роль поводыря отныне должна была исполнять белокурая Аликс. Конечно, многие мужчины, женившись, не забывают о своих прежних пассиях. Но Николай был безупречным семьянином, слишком долго он ждал своего счастья, чтобы тут же его потерять.

После помолвки цесаревич никогда не переступал порога  ее дома. Прощальная встреча состоялась в парке, и пани Кшесинская в сотый раз вспоминала его последние слова, полные сожаления и нежности.

Теперь, выезжая на прогулки в сопровождении многочисленных поклонников, Матильда улыбалась и шутила, словно и не испытывала душевной боли. Она не терпела жалости по отношению к себе.

Вообще, надо сказать, было что-то мистическое в том, как эта женщина действовала на мужчин семейства Романовых. Сначала  обратила на себя внимание самого императора Александра Ш, который, правда, пекся о благополучии наследника. Затем роман с Николаем. А после разрыва настала очередь великого князя Владимира Александровича. Он часто бывал на ее спектаклях, оставляя для красавицы цветы. Увы, возраст князя не позволял приударить за примой Мариинки.

Князю Сергею Михайловичу повезло больше. Правда, с Матильдой его свел не кто иной, как сам Николай, украдкой попросивший родственника присмотреть за балериной и обеспечить ей безбедное существование. Сергей Михайлович трогательно ухаживал за Кшесинской, осыпал ее подарками и оплачивал счета, утешал балерину после расставания с Ники. Их долгое время связывали близкие и теплые отношения, которые опять же никого не удивляли.

Кстати, с подачи императора, в 1900 году Кшесинской легко удалось получить персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам такие почести полагались лишь после двадцати лет службы или перед выходом на пенсию.

Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре  Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года». В том же году балетмейстер возобновил специально для неё «Баядерку».

Матильде было 27, и она находилась в расцвете женской красоты и творческих сил. Аплодисменты не смолкали. Виновницу торжества осыпали подарками и цветами, после спектакля, как и положено в таких случаях, состоялся банкет. На праздничном ужине присутствовали великий князь Сергей Михайлович и великий князь Андрей Владимирович. Последний от смущения опрокинул бокал вина на платье балерины. И покраснел от смущения…

Он был молод (всего 23 года) и очень красив. Но, главное, князь Андрей напоминал молодого влюбленного Ники. И Матильда потеряла голову от внезапно вспыхнувшей страсти…

«В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение…»

Осенью 1901 года они вместе поехали в путешествие по Европе. В Париже Кшесинская узнала, что ждёт ребёнка. 18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сначала она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но посчитала, что не имеет права этого делать. В итоге, мальчика назвали Владимир – в честь отца Андрея Владимировича. А отчество дали – Сергеевич, в честь великого князя Сергея Михайловича, перед которым Матильда чувствовала себя очень виноватой.

Уже в эмиграции, в Ницце, в январе 1921 года Кшесинская и Андрей Владимирович  обвенчались, и великий князь смог официально усыновить своего родного ребенка. Правда, фамилию мальчик получил Красинский, но на это у Матильды были свои причины.

История семьи Кшесинских не менее занимательна, чем биография самой балерины. Её предки жили в Польше и относились к роду графов Красинских. В первой половине XVIII века случились события, перевернувшие жизнь знатного семейства. И виной этому, как часто бывает, стали деньги.

Прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После смерти графа почти всё наследство отошло его старшему сыну (прапрадеду Кшесинской), а его младший брат не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер, не оправившись от смерти своей супруги. Владельцем несметных богатств оказался его 12-летний сын Войцех (прадед Кшесинской), оставшийся на попечении француза-воспитателя.

Дядя Войцеха, считавший несправедливым распределение наследства графа Красинского, решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. В 1748 году кровавый план уже близился к завершению: двое наёмных убийц готовили преступление, но у одного из них сдали нервы, и он рассказал обо всём французу, воспитывавшему Войцеха.

Собрав наспех вещи и документы, тот тайно вывез мальчика во Францию, где поселил его в доме своей семьи под Парижем. Чтобы максимально законспирировать ребёнка, его записали под фамилией Кшесинский. Почему была выбрана именно эта фамилия – неизвестно. Сама Матильда в мемуарах предполагает, что она принадлежала её прадеду по женской линии.

Когда воспитатель умер, Войцех решил остаться в Париже. Там в 1763 году он женился на польской эмигрантке Анне Зиомковской. Спустя семь лет у них родился сын Ян (дед Кшесинской). Вскоре Войцех решил, что может вернуться обратно в Польшу. За годы его отсутствия ушлый дядя объявил наследника умершим, а все богатства семьи Красинских забрал себе. Попытки Войцеха вернуть наследство оказались напрасны: воспитатель при побеге из Польши взял не все документы. Восстановить историческую правду в городских архивах тоже было трудно – многие бумаги оказались уничтожены в ходе войн.

Единственное, что сохранилось у семьи Кшесинской в доказательство их происхождения – это кольцо с гербом графов Красинских.

В 1925 году Матильда перешла из католичества в православие с именем Мария. После этого великий князь Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года - светлейших князей  Романовских-Красинских.

В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления - сначала с оплатой по 500 руб. за каждое выступление, с 1909 года - по 750 руб.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Культформат

Почему романы и повести издают сегодня чаще рассказов

Приключения умляута

Утраченное наследство, Сталин-ёфикатор и другие истории из жизни буквы Ё

За победу!

Музыкально-поэтический концерт Анатолия Пшеничного