Матильда

Денис Логинов|17 Октября 2017, 16:37
  • В закладки
  • Вставить в блог

Семнадцатилетняя Кшесинская была ошеломлена тем, что произошло в репетиционном зале. Конечно, Малечка (так звали ее близкие) обладала  несомненным и выразительным талантом, который никогда не отрицали даже самые лютые недоброжелатели. Но украшение и слава балета…

После официальной части в училище давали большой праздничный ужин. Александр III занял место за одним из пышно сервированных столов и попросил Кшесинскую сесть рядом с ним. Затем указал на место рядом с юной балериной своему наследнику и, улыбаясь, сказал:

- Смотрите только не флиртуйте слишком.

Самодержец словно намекал 22-летнему Николаю на то, что эта девушка ему очень подходит - не для брака, конечно, а для ни к чему не обязывающих легких отношений. Но этот намек имел очень глубокие корни. По существовавшим в России негласным обычаям, наследник престола до женитьбы должен был иметь хотя бы одну любовную связь – так сказать, для практики. И выбор императора пал именно на Матильду Кшесинскую, отвечавшую всем царским требованиям и пожеланиям. Родословная красавицы была в порядке, медицинские справки тоже. Профессия – традиционная, обычно члены царской семьи выбирали возлюбленных именно из Александринки.

Вот что скрывалось за шутливой фразой императора о флирте. Вот почему он пожелал видеть Матильду Кшесинскую за царским столом.

Следующая более или менее серьезная встреча с Николаем случилась в Красном Селе - по традиции, летом там проходил лагерный сбор для практической стрельбы и манёвров, а для развлечения офицеров  был  построен деревянный театр.

Кшесинская, с момента выпускного спектакля мечтавшая ещё раз хотя бы увидеть вблизи Николая, была бесконечно счастлива, когда он пришёл поговорить с ней во время антракта. Вот оно, наконец-то! Теперь будет назначено свидание в одном из уединенных павильонов и…

И… после сборов наследник на 9 месяцев уехал в кругосветное путешествие. А заводить серьезные отношения наспех он не желал. Кроме того, цесаревич никак не мог забыть встречу с приезжавшей в Россию на свадьбу сестры Алису Гессен-Дармштадскую, в которую был искренне влюблен.

А Матильда,  чтобы заглушить тоску,  с головой ушла в работу. Она хотела дополнить мягкую пластику, свойственную русской школе балета, виртуозной  техникой  ног, которой в совершенстве владела итальянская школа, и  брала частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Кстати, Кшесинская  первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд - трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки. 

Когда наследник вернулся в Россию, он стал всё чаще бывать в доме Кшесинских.

 «Нас всё более влекло друг к другу, и я всё чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают. Но как сказать об этом родителям? Отец был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Но… я обожала Ники, я думала лишь о нём, о моём счастье, хотя бы кратком…»

В 1892 году Кшесинская переехала в прелестный маленький особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и они провели там вместе много счастливых часов. Впрочем, уже  через год Ники стал навещать балерину всё реже и реже, а  7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

До самой свадьбы продолжалась его переписка с Кшесинской. Она попросила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на «ты», а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. В последнем письме к балерине наследник ответил:

«Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».

Современники, лично знавшие Кшесинскую, отмечали, что особо хороши у нее были глаза. Темные, блестящие, напоминавшие две сладостные бездны. После того как наследник начал официально ухаживать за Матильдой, восходящую звезду прозвали «феей Оленьего парка», намекая тем самым и на ее статус царской фаворитки, и на прекрасные глаза с поволокой.

Настоящая женщина всегда чувствует, когда у нее есть соперница. Матильда Кшесинская ощущала незримое присутствие другой с самого начала. Та, другая, занимала все мысли Николая, это ее имя он произносил во сне, обнимая прильнувшую к нему Матильду. Алиса Гессенская. Наследник престола по-прежнему мечтал о далекой белокурой принцессе, и чем больше он узнавал Матильду, тем сильнее желал немку. Кшесинская всегда была под рукой, а всякая доступность рано или поздно убивает любовь. Особенно, если она не слишком сильная. «Маленькая К.», как он называл ее в своих дневниках, давно перестала быть загадкой. Алиса же, напротив, незаметно превратилась в Прекрасную Даму, образ которой бередил душу и растравлял  сердце. Все чаще Николай оставлял приму и уезжал во дворец.

Кшесинская понимала, что разрыв неизбежен, но так или иначе старалась продлить агонию любви. Она действительно привязалась к нему. Иногда в самых дерзких мыслях она мечтала о тяжелой княжеской короне. Мечтала вопреки всему. Ведь тщательно выбранную фаворитку сразу честно предупредили - брак, даже морганатический, невозможен, поскольку в этом случае Николай лишится права на престол. И уж, конечно, никаких внебрачных детей.

Николай Александрович, кстати, к престолу не особенно стремился, хотя и изменить свою судьбу не пытался, искренне считая, что Бог возложил на него миссию главы России. А тут еще и сугубо династический брак – большая редкость! – по любви.

«Уже пошел четвертый год, как я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль, если Бог даст когда-нибудь на ней жениться…» - писал он в своем дневнике.

О помолвке российского цесаревича с принцессой Алисой Гессен-Дармштадской, которая произошла за границей, Матильда прочитала в утренних газетах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

«Но она вернётся, поздно или рано, АБВГДейка»

Почему ТВ и радио увлекла «игра в учёбу»

Горькое правдо

Мы не знаем собственного языка