Любимая "Мымра"

Евгения Гордиенко|8 Декабря 2015, 15:31
  • В закладки
  • Вставить в блог

8 декабря 1934 года родилась Алиса Бруновна Фрейндлих

 

Бывают актеры, которым, кажется, подвластно все. И страшненькая директриса научного института, и нежная красотка в клетчатом платье, и Малыш, угощающий Карлсона плюшками, и прекрасная королева, и немолодая любительница распутывать детективы. Конечно, все эти роли были сыграны в разное время, но – одной актрисой. Великая Алиса Фрейндлих, действительно может сыграть что угодно…

Она родилась в Ленинграде и с тех пор не мыслит себя вне этого города. Даже когда меняла сцену (коих в ее жизни было три), то говорили об этом именно в контексте города: «Алиса Фрейндлих перешла Фонтанку», имея в виду местоположение очередного театра.

Оставаясь настоящей женщиной, Алиса Бруновна своего возраста никогда не скрывает. Крошечная (всего 153 сантиметра), но при этом совершенно несгибаемая. Ей уже восемьдесят, а она по-прежнему прекрасно помнит мать, отца, бабушку, годы блокады.

Хотя семья была с немецкими корнями, мать записала ее как русскую, что, возможно, и спасло ей жизнь, потому что немцев высылали во время войны из Ленинграда, и далеко не все выжили. Бабушка, например, умерла во время этой пересылки…

Мать Алисы Бруновны, Ксения Федоровна Федорова, была родом из Пскова, где участвовала в художественной самодеятельности. Переехав в Ленинград, она поступила на драматические курсы Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМ), где и познакомилась с актером Бруно Фрейндлихом.

Его род начинался от немцев, приглашенных в Россию самим Петром Первым, чтобы наладить в стране стеклодувное дело, да так они тут и остались.

Алиса появилась на свет в 1934 году, в доме на Исаакиевской площади, что впоследствии и определило ее отношения с городом: «Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь…»

Когда началась война, родителям Алисы пришлось расстаться – отец отправился в эвакуацию вместе с театром – в Ташкент, а мама с дочкой остались в Ленинграде. Поскольку Алису мать записала как русскую, им удалось избежать репрессий по отношению к немцам, хотя несчастье затронуло и их семью. Были арестованы брат Бруно Фрейндлиха Артур и его жена Зоя, а его мать, бабушка Алисы, была выслана из Ленинграда. По дороге, в пересылке, она умерла.

Зимой 1941-го не стало любимой квартиры -  в нее попал снаряд. Алиса Бруновна вспоминала, что очень хорошо запомнила, как семья вернулась домой и увидела выбитые стекла и двери, рояль весь в штукатурке… Потом дом восстановили, поскольку он находился в той части города, которую старались сохранить, - на Мойке, рядом с Исаакиевской площадью. Сама семья при этой бомбежке не пострадала – все находились в бомбоубежище.

Несмотря на то, что Ксения Федоровна была актрисой, во время войны ей пришлось оставить театр и устроиться работать на завод. А после ее окончания к искусству она так и не вернулась, а стала работать бухгалтером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда.

Да и с Бруно Фрейндлихом они семью не восстановили – он вернулся из эвакуации с новой женой и недавно родившейся дочкой Ириной. Поскольку новая жена Фрейндлиха была против общения мужа со старшей дочерью, видеться им приходилось украдкой. С сестрой Ириной Алиса Бруновна познакомилась и подружилась, уже будучи взрослой.

В школу Алиса пошла в 1942 году в Ленинграде, а продолжить учебу пришлось в Таллине, куда они с мамой переехали в 1945 и где прожили три года. Поначалу девочка была отличницей, но с появлением химии и физики перестала быть таковой. Она сама признается, что эти науки для нее «темный лес».

Вернувшись в Ленинград, Алиса пошла в ту же школу, где училась раньше. Точные науки для нее любимыми так и не стали, зато при школе был театральный кружок, который вела известная театральная актриса Мария Александровна Призван-Соколова. Туда Алиса ходила с удовольствием. Отец не оказывал на девочку прямого влияния в выборе профессии, но когда они общались, Алиса видела отношение отца к театру, и оно восхищало ее. Несмотря на просьбу Призван-Соколовой составить дочери протекцию при поступлении, Бруно Артурович отказался, сказав, что не видел игру Алисы, поэтому не может ее рекомендовать.

Это, однако, не помешало Фрейндлих в 1953 году поступить в ленинградский театральный институт им. А. Островского на курс к Борису Зону. Она страшно волновалась, зная, что Зон не любит «травести», а она в своем юном возрасте была маленькой, худенькой и претендовала именно на это амплуа.

Играть в кино она начала, еще будучи студенткой, сыграв в 1955 году небольшие роли в мелодраме «Неоконченная повесть» и драме «Таланты и поклонники». В то же время она в первый раз вышла замуж - за сокурсника Владимира Киселева - и привела юного супруга в комнатушку, где обитала вместе с мамой. Отгородились занавеской. Однако брак этот оказался недолгим и вскоре распался.

Окончив институт, Алиса Фрейндлих была принята в драматический театр имени Комиссаржевской. Этот театр стал для нее отличной школой: «Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова. Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя. А может, и к лучшему. Если бы тогда мне поручали сложные психологические роли, наверное, я бы сломалась и сейчас была бы посредственной актрисой. Ведь надо очень много пережить и передумать, чтобы было, о чем рассказать зрителю. Я твердо уверена: любому актеру надо много перестрадать, надо пройти огонь, воду и медные трубы, чтобы стать настоящим мастером».

Пока драматических ролей не давали, Фрейндлих, как и предполагала, играла роли мальчишек и девчонок. Первой «серьезной» ролью стала главная роль в спектакле «Время любить».

Вскоре, однако, она сменила театр Комиссаржевской на театр имени Ленсовета. Не последнюю роль в этом сыграл режиссер Игорь Владимиров, с которым Алиса Бруновна познакомилась еще в конце пятидесятых.

Несмотря на значительную разницу в возрасте (он был старше на шестнадцать лет), между ними завязался роман, затем они поженились, а через несколько лет у них родилась дочь Варвара. Фрейндлих было на тот момент уже тридцать три года. А на сцену она вернулась, едва маленькой Варе исполнился месяц.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о мрачном предании довлевшем  над родом князей Юсуповых на протяжении двух веков, о жизни и творчестве Максимилиана Волошина, русском и советском ученом, ставшем в 1904 году лауреатом Нобелевской премии Иване Петровиче Павлове, о популярнейшем актере Сергее  Маковецком, об истории создания картины «Портрет дамы с дочерью» Тициана, новый остросюжетный роман Виктора Добросоцкого «Белый лебедь» и многое другое...



Виджет Архива Смены

самое обсуждаемое

в этой рубрике

Волшебник из Генуи

27 октября 1782 года родился Никколо Паганини

Театр одного режиссера

17 января 1863 родился Константин Сергеевич Станиславский

История одной страсти

30 марта 1746 года родился Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес