Ленин идет к Октябрю

опубликовано в номере №956, март 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

10. Начало века (1900, февраль - июль)

...Ленин - непременный член коллектива. Это ставит его в один ряд с нами, с рядовыми членами партии. И в то же время он - яркая индивидуальность. Второго Ленина нет в партии. Поэтому при изучении личности этого политического и литературного деятеля необходимо всегда различать: с одной стороны, черты общие по коллективу, а с другой - индивидуальные особенности. М. Ольминский. Начало XX века становится для Ленина началом осуществления плана создания партии. Основное его звено: издание «Искры», революционной газеты, вокруг которой сплотятся будущие партийные кадры.

«В одном из столичных театров»

В середине февраля 1900 года Владимир Ильич нелегально приезжает в Москву и останавливается у родных, на тогдашней окраине города - у Камер - Коллежского вала, по Бахметьевской улице. Увидев сына, Мария Александровна горестно восклицает:

- Как же ты писал, что поправился? Какой ты ХУДОЙ!

- Я действительно поправился, - отвечает Владимир Ильич. - Я только за последнее время, перед отъездом, сдал. «Надежда Константиновна рассказывала потом, - вспоминает Анна Ильинична, - что нервность перед окончанием срока, неуверенность в том, что оно подлинно настанет, съела почти всю всю поправку брата в Сибири...» В те дни, чтобы повидаться с Лениным, в Москву приезжает его самарский друг Лалаянц, в то время член Екатеринославского комитета социал - демократической партии и редакции газеты «Южный рабочий». Позднее Владимир Ильич рассказывал сестре, что их деловые разговоры касались главным образом созыва Второго съезда партии, который предполагался тогда еще в России. Повальные аресты на юге в апреле 1900 года - и Лалаянца в том числе - убедили окончательно Владимира Ильича в невозможности созывать съезд в России.

- Если только подготовки к съезду вызывают такие провалы, - говорил он, - разрушают чуть не до корня организацию, ведут к аресту наиболее ценных работников, следовательно, в самодержавной России съезды являются непозволительной роскошью... 18 февраля Владимир Ильич побывал вместе с Лалаянцем на спектакле Художественного театра - пьесе Гергарта Гауптмана «Возчик Геншель». 20 февраля 1901 года он пишет родным из Мюнхена:

- Превосходно играют в «Художественном - общедоступном» - до сих пор вспоминаю с удовольствием свое посещение в прошлом году вместе с беднягой Колумбом... «Колумб» - одна из кличек Лалаянца... Но в театре Ленин не только наслаждается артистическим и режиссерским мастерством «художников». В антрактах он продолжает деловые беседы. Летом 1901 года Владимир Ильич вспоминает о них в связанном с финансированием «Искры» письме Льву Гальперину.

- Приложите все усилия достать денег, советуем Вам попросить похлопотать об этом и zz, с которым один из членов группы «Искры» говорил уже о деньгах в начале прошлого года (напомните ему разговор в одном из столичных театров). «Zz» - разумеется, Лалаянц. Ссылается на беседы с Лениным об этом спектакле и Надежда Константиновна. Она пишет: «Возвращаясь из Сибири, в Москве Владимир Ильич ходил раз в театр, смотрел «Извозчик Геншель», потом говорил, что ему очень понравилось».

«В Пскове...»

Многое тогда зависело от того, где Владимиру Ильичу удастся поселиться до отъезда за границу. Еще летом 1899 года он пишет из Шушенского Потресову, намеченному им в соредакторы «Искры»:

- Мой срок кончается 29.1.1900. Только бы не прибавили срока - величайшее несчастье, постигающее нередко ссыльных в Восточной Сибири. Мечтаю о Пскове... Псков - неподалеку от Петербурга, Риги, Смоленска. Здесь Ленин предполагает сделать все возможное для подготовки издания «Искры»... 26 февраля Владимир Ильич приезжает в Псков. Над ним незамедлительно учреждается негласный полицейский надзор. Уже 28 - го он получает «Объявление департамента полиции» о том, что ему воспрещается жить - «в столицах и Санкт - Петербургской губернии впредь до особого распоряжения, а в губерниях: Московской, Тверской, Ярославской. Рязанской, Владимирской, Костромской, Нижегородской, Тульской, Пермской, Уфимской, Орловской, Екатеринославской. Бакинской, Варшавской и Петроковской, Белостокском уезде, Гродненской губернии, области Войска Донского и городах: Вильне, Киеве, Николаеве, Одессе, Харькове, Риге, Юрьеве, Либаве, Казани, Томске, Елисаветграде. местечке Кривом Роге, Херсонской губернии, а также в Иркутске и Красноярске с их уездами, в течение трех лет, сроком по 29 января 1903 года». Таким образом, охранники запрещают Ленину въезд во все тогдашние пролетарские и университетские центры. На документе сохранилась ленинская расписка.

- Настоящее постановление мне объявлено 28 февраля 1900 года. Помощник присяжного поверенного В. Ульянов. Владимир Ильич просит департамент полиции разрешить жене переехать к нему из Уфы в Псков. 15 марта он пишет матери:

- О Наде послал прошение 10 - го и скоро буду ждать ответа... Я живу здесь ничего себе, часто посещаю библиотеку и гуляю. В те дни на третьей странице «Псковского Городского листка» появляется объявление:

- ЖЕЛАЮТ БРАТЬ УРОКИ немецкого языка (теории и практики) у образованного немца. Предложения письменно: Архангельская, дом Чернова, квартира Лурьи, для В. У. Не отрывающий теорию от практики и в изучении иностранных языков «В. У.» - Владимир Ульянов. Это подтверждают воспоминания названной в объявлении местной аптекарши - его тогдашней квартирной хозяйки. 6 апреля Ленин пишет о начале месяца:

- ...я тогда вторично «завертелся» (как выразилась Надя в письме к сибирским товарищам) по случаю приезда долгожданного путешественника (который теперь уже, вероятно, приехал к себе домой)... Гуляю - теперь недурно гулять здесь, и в Пскове (а также в его окрестностях) есть, видимо, не мало красивых мест. Купил в здешнем магазине открытые письма с видами Пскова и посылаю три: тебе, Маняше и Анюте. Здешний мой знакомый берет заграничный паспорт и думает ехать лечиться числах в 20 - х апреля; мне с его отъездом будет здесь скучновато. Беру уроки немецкого языка у одного здешнего немца, по 50 копеек за урок. Переводим с русского, немного говорим - не очень - то хорошо идет дело, и я подумываю уже не бросить ли; пока, впрочем, посмотрю еще... Занимаюсь вообще мало, все еще не кончил указателя к Webb'y. Бываю в библиотеке, читаю газеты. Новых книг вижу мало... «Долгожданный путешественник» - вернувшийся из Туруханской ссылки Мартов. «Здешний... знакомый» - Потресов, который ранее Ленина выехал за границу для установления связи с Плехановым и Аксельродом. Страстные споры Ленина с будущим идеологом ликвидаторства начались, как мы видим, уже в Пскове... А «указатель к Webb'y» - указатель к переведенному Лениным еще в Шушенском первому и отредактированному им переводу второго тома книги Сиднея и Беатрисы Вебб «Теория и практика английского тред - юнионизма». В псковской библиотеке Владимир Ильич бывает не только для научных и литературных занятий. Как за три года до того читальный зал московского Румянцевского музея, псковская публичная - идеальное место для конспиративных встреч с единомышленниками. Быть может, именно здесь Ленин ведет конспиративные переговоры с будущими агентами «Искры». Год спустя - в мае 1901 года - он сообщает Николаю Бауману, организующему перевозку «Искры» в Россию:

- ...для приемки у нас уже функционируют сравнительно очень дешевые, не обременяющие кассу агенты в Пскове... «Псковское сиденье» Владимир Ильич использует и для того, чтобы познакомиться с кадрами будущей партии, оценить их достоинства и недостатки... Вскоре он направляет официальное прошение директору департамента полиции:

- ... Министр Внутренних Дел постановил воспретить мне жительство в числе прочих губерний в Уфимской губернии. В настоящее время в городе Уфе проживает моя жена, Надежда Ульянова, состоящая под гласным надзором, и ходатайство мое (в прошении от 10 марта сего года) о разрешении ей перевестись в город Псков, было признано не подлежащим удовлетворению. По последним известиям, которые я имею от жены, она заболела и лечится у местного специалиста... доктора Федотова; я указываю фамилию врача, в видах того, чтобы мое заявление могло быть проверено... в случае если такая проверка будет признана необходимой... На этом основании Ленин просит разрешить ему «прожить в городе Уфе полтора месяца»... В конце марта Ленин встречается с представителями «легальных марксистов» - Струве и Туган - Барановским. «Псковское совещание» обсуждает ленинский «Проект заявления редакции «Искры» и «Зари»«. Тогда же, в Пскове, с Владимиром Ильичем беседует и секретарь «Союза русских социал - демократов за границей» - Копельзон. О переговорах с ним по поводу предполагавшегося весной 1900 года Второго съезда РСДРП и о составленном в те дни докладе группы «Искры» Ленин рассказывает в «Что делать?» Содержание этого уничтоженного по конспиративным соображениям исторического документа известно лишь из ленинских воспоминаний в заключительной главе книги. Здесь Ленин, продолжая раскрывать «четыре факта из прошлого» и называя себя, как мы помним, членом группы «Искры», пишет:

- Четвертый факт. Член комитета, организующий второй очередной съезд нашей партии, сообщает члену группы «Искры» программу съезда и ставит кандидатуру этой группы на функцию редактирования возобновляемой «Рабочей газеты». Его предварительный, так сказать, шаг санкционируется затем и тем комитетом, к которому он принадлежал, и Центральным Комитетом Бунда; группа «Искры» получает указание о месте и времени съезда, но (неуверенная, можно ли ей будет, по некоторым причинам, послать делегата на этот съезд) составляет также письменный доклад съезду. В этом докладе проводится та мысль, что одним выбором Центрального Комитета мы не только не решим вопроса об объединении в такое время полного разброда, как переживаемое нами, но и рискуем компрометировать великую идею создания партии в случае нового быстрого и полного провала, который более чем вероятен при господствующей неконспиративности; что надо начать поэтому с приглашения всех комитетов и всех других организаций поддержать возобновленный общий орган, который реально свяжет все комитеты фактической связью, реально подготовит группу руководителей всем движением, - а превратить такую созданную комитетами группу в ЦК, комитеты и партия легко уже сумеют, раз такая группа вырастет и окрепнет. Съезд, однако, не осуществляется, вследствие ряда провалов, и доклад по конспиративным соображениям уничтожается, будучи прочтен только несколькими товарищами, в том числе уполномоченными одного комитета.

«Я в 1900 году был в Риге...»

Для переговоров с представителями латышских революционеров о распространении «Искры» Ленин 9 апреля конспиративно едет в Ригу. Михаил Сильвин вспоминает: «Было часов двенадцать дня, когда Владимир Ильич в мягкой фетровой шляпе, в перчатках и с тросточкой, одетый вполне джентльменом, появился на пороге нашей комнаты...» За завтраком Сильвин передал Ленину свои впечатления от рижских товарищей, упомянув и об их связях с заграницей. Владимир Ильич заметил:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Литературное письмо

Юмористический рассказ