Ласковое слово

Анатолий Приставкин| опубликовано в номере №854, декабрь 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Что это?

Камалов на ходу говорит:

– Моя бригада должна до единого человека танцевать вальс. Первое место – это не шутка! Итак, продолжаем: раз, два, три!

Сапоги приходят в движение, и пол дребезжит от старательного топота. Только Мама-джан лежит на койке, задрав ноги, и играет на губах «Амурские волны», изображая целый оркестр.

Кто-то кричит:

– Девушки идут!

Все бросаются врассыпную. Гостей сажают на койки, извлекают из потайных мест музыкальные инструменты – и вот уже готов оркестр. Скрипка, рубаб, что-то вроде мандолины на узбекский лад, и маленькая свирель, которую здесь зовут «най».

Сперва оркестр исполняет «Ватан» – марш, то есть марш родины. Потом под общий смех черноволосый узбек поет песню о нерадивом хлопкоробе:

Юноша просит начштаба:

– Отпустите, пожалуйста, с хлопка домой. Откровенно говоря, порвались носки,

И кончились лезвия для бритья,

А еще я соскучился по матери,

Но это еще не все, ей-богу!

Ведь у меня обтрепались рукава,

И, главное, вот тут и тут болит...

Начальник штаба сказал лишь: – Понятно.

И отправил ленивого в поле!

Так заканчивается песня. А знаете, как она возникла? Когда в прошлые годы ребята ездили на хлопок, некоторые пробовали хитрить. Они подходили к Кадыру и под разными предлогами просили отпустить домой. Начштаба собрал все эти причины и написал текст. Песню сразу же подхватили: она ведь получилась злободневной. Исполняя ее, певец глядит на человека, который недавно пробовал симулировать. Если его «причина» не упоминается в песне, ее тут же добавляют в текст другие, к полному удовольствию сидящих.

Когда оркестр начинает играть андижанскую польку, выскакивает Наташа. Зрители сидят в ватниках и кирзовых сапогах. Но об этом никто не беспокоится. Танцует Наташа. И, глядя на нее, я снова и снова вспоминаю то, что увидел сегодня днем. Это было удивительное зрелище.

Через весь кишлак по центральному шоссе двигалась группа молодежи. Впереди шла Наташа. Да-да, эта самая Наташа, и несла красное знамя! Как гордо, как уверенно они шли! И впереди была Наташа!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены