Куклы на сцене

Л Курт| опубликовано в номере №328, апрель 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но вот, наконец, после множества поправок: в эскизе и в глиняной модели куклы найден нужный образ. Начинается самый трудный и наиболее интересный этап подготовки спектакля - репетиция.

Репетиции в кукольном театре сложны тем, что здесь надо найти ключ к сценической выразительности спектакля в целом и игры каждой куклы в отдельности.

На репетиции в обычном театре актер может вместо бокала поднять коробку спичек и провозгласить заздравный тост. А если ему необходимо удалиться, он может выйти в условную дверь, обозначенную двумя стульями. Ему важно запомнить, что надо делать в данной сцене, а как - это он знает. Иное дело в театре кукол. Здесь важно как раз обратное.

С куклой в руках актер должен найти способ поднятия бокала или решить, как кукле открыть дверь. Вот почему репетиции с куклами всегда происходят в реальной обстановке спектакля, со всеми сценическими атрибутами.

Куклы всегда немного пародируют человека и могут пародировать его чрезвычайно сильно. В зависимости от роли куклы нужно или заглушать эту способность или находить такие приемы игры, чтобы подчеркнуть элемент пародии.

Представьте себе, что по ходу действия кукла должна разыграть сцену горя: она начнет причитать, вытирать слезы и сморкаться, как это делают люди. И легко может случиться, что эта сцена (поскольку кукла невольно пародирует человека) вместо сочувствия горю вызовет у зрителя хохот. Значит, надо искать такое сценическое выражение горя, которое у куклы вышло бы правдиво. Иногда самые обычные «человеческие» действия у куклы получаются очень смешными, и тогда актер получает в подарок от куклы совершенно не предвиденный им комизм. Например кукла закуривает папиросу. В обычном театре это ничем непримечательное, всем знакомое действие лишено для зрителя всякого интереса. У куклы оно выходит смешно и поражает зрителя необычностью положения.

Теперь поговорим об актере театра кукол. Может ли обычный актер вести куклу, и вообще какая разница между кукловодом и обычным актером?

Куклу может вести не всякий актер. Кукловоду, помимо обычных актерских данных, нужно еще многое другое. Помимо звучного, обширного диапазона голоса, отличной дикции, музыкальности, чувства ритма ему нужны еще острая наблюдательность и уменье воплотить одновременно несколько образов. Лишь внешность его не играет роли, так как публика актера - кукловода не видит.

Нередко актер - кукловод ведет в спектакле несколько персонажей. Так, артист В. Н. Майзель в спектакле «Путешествие в странные страны» ведет до 20 кукол. Поэтому актер - кукловод и должен обладать способностью совмещать несколько образов, со всеми их отличительными особенностями. Да это и понятно. Поведение кукол и голоса их должны быть совершенно несхожими, иначе зритель догадается, что разных персонажей ведет один и тот же актер, и это уменьшит впечатление от игры. Кукловод должен уметь вести кукол - животных, подражать их голосам. И, наконец, он должен быть режиссером своей куклы так же, как режиссер в обыкновенном театре является руководителем и критиком актера.

Замечательно то, что посетителями Центрального театра кукол являются не только дети (хотя им, конечно, в первую очередь адресуются спектакли), но и взрослые. Искушенные столичные зрители сидят среди малышей и восхищаются не меньше своих соседей особой театральной выразительностью и своеобразием игры кукол, богатством творческой выдумки людей, создающих яркий, нарядный, веселый кукольный спектакль.

Это заслуга талантливого коллектива Центрального театра кукол, который под руководством выдающегося мастера сцены Сергея Владимировича Образцова с большой изобретательностью, любовью и творческим энтузиазмом работает над созданием большого искусства кукольного представления.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены