Куклы на сцене

Л Курт| опубликовано в номере №328, апрель 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Представьте, что вы впервые попали в этот театр. Первое, что вас поражает, - зрительный зал. Он оказывается довольно большим, а сцена в сравнении с ним - чрезвычайно маленькой. Как картинка в широкой раме, она занимает лишь небольшую часть огромного портала. Кажется невероятным, что последние ряды зрителей смогут увидеть хоть что - нибудь на этой сцене шириной в четыре шага.

Но вот свет в зале гаснет, голубой занавес расходится в стороны, и начинается представление сказки Ершова «Конек - Горбунок».

Здесь, на этой маленькой сцене, где играют куклы - актеры, сказка оживает во всем своем неповторимом своеобразии. Перед зрителем открывается жизнь, полная наивности и простоты. Убогая избенка с бревном вместо скамейки под единственным подслеповатым окошком, тесный дворик, сломанная телега. Древний старик с нависшими бровями и с венчиком седых волос вокруг голой макушки наказывает сыновьям сторожить от потравы скудный клочок посева. Старик брюзглив и властен, он сердито стучит посохом о землю и, кряхтя, ковыляет в избу.

Вначале шаржированные персонажи - куклы, с их неподвижными лицами и протезной развинченностью движений, кажутся странными, неестественными. Но скоро это впечатление рассеивается, и, когда Иванушка, сидя на телеге, поет свою грустную песню, залу невольно передаются чувства, владеющие сейчас героем.

Зритель переносится в совсем новый для него мир, в мир сказки, где все возможно. И его уже не удивляет, что Иванушка в самом деле летит на Коньке - Горбунке за облака, на свидание с Месяцем Месяцевичем, что посреди моря лежит чудо - кит, у которого

«... На хвосте село стоит,

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут...»

Уже совсем не кажется странным, что по приказу кита осетры достают со дна морского ларец с перстнем Царь - девицы, а Иванушка Петрович выскакивает красавцем из котла с кипящей водой, в котором, наконец, заживо сваривается старый злой царь.

Движения марионеточных персонажей перестали казаться неестественными, они не отвлекают больше, и зритель следит за действием сказки с напряженным вниманием. Его волнует изменчивая судьба Иванушки, он ненавидит продажных царедворцев и встречает торжество простодушного героя со вздохом облегчения.

Когда в зале вспыхивает свет, зритель с удивлением замечает, что он был увлечен игрой кукол не менее, чем бывал увлечен игрой настоящих, живых актеров!

Но зритель видел спектакль марионеток, а как же спектакль петрушечный? Неужели и старый незатейливый Петрушка здесь, в Центральном кукольном театре, тоже стал всесильным актером? Зритель с интересом идет на петрушечный спектакль «Кот в сапогах».

Петрушечные персонажи сказки Перро вполне успешно выдержали состязание с марионетками, и трудно решить вопрос, на чьей стороне перевес. А сцена ссоры во время дележа имущества между сыновьями умершего мельника («Кот в сапогах») в исполнении кукол была просто изумительной. Такого реализма трудно добиться в обычном театре.

Огромное эмоциональное воздействие игры куклы - замечательная черта кукольного театра. Если кукла своей игрой держит зрителя в напряжении не хуже любого актера, значит, она - актер, значит, кукольный театр - театр превосходной сценической выразительности.

На этом же спектакле («Кот в сапогах») выясняется еще одна особенность кукольного театра: здесь актерами становятся не только куклы - люди, но и куклы - животные и даже вещи. Превосходен, например, кот - главный персонаж сказки «Кот в сапогах». Эту роль ведет талантливый актер Е. В. Сперанский. Много труда потратил кукловод, чтобы так мастерски передать повадки и ужимки, интонации голоса хитроумного персонажа сказки Перро. Кот в исполнении, или, лучше сказать, в «управлении», Сперанского - типичнейший представитель своей породы, от кончика когтей до кончика хвоста.

А вещи? Пусть кто - нибудь скажет, что у вещей, действующих на сцене кукольного театра, нет лица, что вещи не обладают характером и своей особой манерой поведения! Колодец, у которого умывается Жак («Кот в сапогах»), - это настоящий юмористический персонаж. Настойчивый в своих шалостях, он посылает струю как раз туда, где ее менее всего ждут. Нетрудно представить, как весело воспринимает эту шутку актера - колодца зрительный зал.

Два спектакля убеждают зрителя в том, что в этом театре любой предмет может быть немного актером, а кукла - актером в лучшем и широком смысле этого слова. И вот у зрителя возникает много вопросов. Прежде всего: как все это делается и кто эти талантливые люди, которые с таким блеском выражают через куклу свое актерское мастерство?

Путь к кукольному спектаклю - длинный и трудный путь. Так же как и в обычном театре, здесь вначале коллективно читают пьесу, определяют характеры персонажей, их взаимоотношения, раскрывают внутреннее содержание пьесы, помогают актеру найти правильную трактовку образа.

Одновременно художник приступает к изготовлению эскизов кукол - персонажей. Когда эскизы готовы, они подвергаются творческому обсуждению, во время которого каждый актер вносит в эскиз своей куклы необходимые поправки и дополнения. Это делается для того, чтобы приблизить куклу к тому образу, который сложился в представлении актера. Ведь совершенно ясно, что, готовя роль, актер продумал свой персонаж и придал ему не только определенные внешние черты, но и характерные для этого образа жесты и повадки. Вот почему важно, чтобы куклу, которую сделал художник, актер - кукловод признал «своей».

Для того чтобы кукла была предельно выразительной, в ее внешности оставляется только то, что служит наиболее яркому выражению образа. Но кукла должна обладать еще и мимикой. Это совсем не та мимика, которую мы знаем в живом актере. Мимика куклы - потенциальна. Трудная задача художника заключается в том, чтобы найти для неподвижного лица куклы то особое, скажем, нейтральное выражение лица, в котором были бы заложены начала самых различных выражений. Если это найдено, то зритель, слыша речь куклы и видя ее жесты, силой воображения, незаметно для себя, придаст кукле подходящее к данному моменту выражение лица.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены