Крепостью науки овладеют большевики

опубликовано в номере №186, апрель 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Громов - не чудак. Он вполне прав, когда говорит, что нам нужны хорошо квалифицированные, преданные специалисты, но специалисты, не отгородившиеся китайской стеной от политической жизни.

Тов. Семенко должен признать свою ошибку, иначе ему не место в комсомоле.

Нагрузки - не помеха

В. Солопов

Я рабфаковец, бедняк-колхозник, в комсомоле работаю пять лет. 4 марта я вернулся из деревни, где был в отпуске. Там я работал по весенней посевной кампании и коллективизации. Райком ВЛКСМ задержал меня для проведения агроколхозных курсов. Признаюсь, я боялся, что отстану от занятий, но все же остался, учитывая, что для переустройства района грамотных работников не хватает. В рабфаке я также выполняю несколько нагрузок и они не мешают мне успешно заниматься.

Но ведь Семенко служащий. Он не сроднился ни с рабочим на заводе, ни с крестьянином в колхозе. Только поэтому он может говорить о том, что общественная работа пользы не приносит.

Единственный ответ

М. Яковлев

Я поднимаюсь на трибуну «Смены» не как свидетель по делу Семенко. Я не хочу судить Семенко. Мне кажется, что Семенко уже сейчас становится анахронизмом. Разумеется, в наших вузах, особенно на старших курсах, немало обывателей, искренне считающих, что для судеб революции зачетная книжка значимей, весомей, нежели партбилет. И все же Семенко - случай нетипичный. Этот сбившийся с пути комсомолец-служащий, не прошедший до вуза школу завода, не в праве представительствовать от теперешних «академистов». Академизм сейчас, как правило, маска. И скрываются под нею люди, которые «в других условиях» охотно поговорили бы и на политические темы.

Вопрос, поставленный Семенко, на деле ставится гораздо проще. О том, нужно ли сочетать академическую учебу с общественно-политической работой, не спорят. Вопрос ставится совсем о другом: о наилучших, наиболее правильных, наиболее целесообразных формах этого сочетания.

Два месяца назад Фрунзенский район, крупнейший вузовский район Москвы, дал старт учебно-производственной эстафете вузов, рабфаков и техникумов. Это - движение, поднимающее на высшую ступень социалистическое соревнование и ударничество. Я хочу привести два примера. И пусть Семенко скажет, мешает эта общественная работа учебе или нет?

Первый Московский медицинский институт осуществляет шефство студентов над «неблагополучными» кафедрами. Шефство это берут совместно: группа, проработавшая уже данный предмет, по собственному опыту знающая о всех сильных и слабых сторонах кафедры, и группа, вновь приступающая к занятиям. И кафедра, и студенты берут на себя ряд обязательств. Образуется своеобразный шефский конвейер: состав шефов все время меняется, но общественная помощь со стороны студенчества идет непрерывным потоком. Так вот, Семенко, как, по-вашему, разве мешает учебе это шефство?

Другой пример. Студенты Химинститута, проходя непрерывную производственную практику на Дегунинском химзаводе, активно участвовали в выдвижении встречного промфинплана. Они ходили по цехам и собирали рабочие предложения, они помогали местным изобретателям оформлять свои подчас коряво выраженные идеи. Это тоже предусмотрено эстафетой: ведь пролетарский специалист должен не только уметь работать сам, он должен научиться искусству возглавлять техническую инициативу масс. Впрочем, может быть, по мнению Семенко - и это вредит учебе?!

Такие вопросы принято называть «ораторскими вопросами». Они не допускают двух ответов. Опыт фрунзенцев наглядно показывает, как в вузовских условиях общественно-политическая работа органически сливается с работой академической. А раз это так, значит, то противоречие, о котором пишет Семенко, в действительности является мнимым противоречием.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Черная касса

Отрывок из повести «Взрыв»