Кинематограф молодых: кто в ответе?

Вячеслав Хотулев| опубликовано в номере №1428, ноябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Аман Камчибеков, в 1984 году окончил во ВГИКе режиссерскую мастерскую народного артиста РСФСР И. В. Таланкина и снял прелестный дипломный фильм «Лестница в доме с лифтом», исполненный мягкого народного юмора, отмеченный точными наблюдениями и емкими характерами.

Гульнара Алимбаева:

— И вы еще чем-то недовольны! Вам предлагают работу, полнометражный фильм!.. Мне интересно, кого будет снимать Аман. Ну, уж наверняка никого из нашего актерского курса не возьмет. Вы знаете (обращается ко мне), сейчас у наших режиссеров такая мода — брать «актеров» прямо с улицы. А мы, нас на курсе было тринадцать человек, ну никому, абсолютно никому не нужны! В 1976 году у нас был всесоюзный кинофестиваль, и там решили, что нужна национальная мастерская во ВГИКе. Курс набирал Алексей Владимирович Баталов, а помогали ему Шамшиев и наш замечательный актер Сомейкул Чокморов. Какие это были годы! Какая удивительная, неповторимая атмосфера! Во ВГИКе нас снимали японцы, из ФРГ приезжали, все удивлялись, что среди киргизов есть киноактеры. Вот... Когда набирали мастерскую, нам обещали золотые горы. А пока мы учились во ВГИКе, о нас просто забыли. Правда, после окончания института нас всех прикрепили к картине Шамшиева «Волчья яма». А потом все остались не у дел. В штат студии не берут, в театры — тоже. У нас нет — представляете? — своего театра юно- го зрителя. Зато недавно открыли роскошный салон красоты, построили ресторан «Нарын» на тысячу посадочных мест, залитый мрамором. А киностудия — за нее просто стыдно!

Я вспомнил анекдот, которым потчуют всех, кто впервые приезжает на «Киргизфильм»: «Есть две великие загадки двадцатого века — что такое тунгусский метеорит и как умудряются снимать фильмы на киностудии «Киргизфильм». Еще я вспомнил огромную каменную «юрту», в которой расположился ресторан гостиницы, погибший парк имени Панфилова...

— ...После наших настойчивых и бесполезных хождений по начальству заместитель директора студии по производству однажды сказал: наверное, мы ошиблись, что послали вас учиться во ВГИК. А ведь на нас потратили колоссальные деньги, пока мы учились во ВГИКе!

Уген Даирбеков, окончил ВГИК в 1974 году, режиссер научно-популярного кино:

— Взять, например, наши социально-бытовые условия и сравнить их, положим, с теми, в которых живут молодые ребята в Казахстане. Там для них построили дом и во многом решили бытовые проблемы. Вы спрашиваете о примерах? Пожалуйста. Насыр Зарипов, экономист, у него пятеро детей, и Мурад Алиев, оператор с двумя детьми, — все они живут в одной двухкомнатной квартире. И таких случаев у нас полно. Ответ же один: «Нам ничего не строят, нам ничего не дают, так что терпите».

Карагулов, режиссер фильма «Лунная ведьма»:

— На девяти квадратных метрах мы живем впятером...

Даирбеков (продолжает):

— Зимой угля не достать, уголь у нас как валюта. Можете себе представить, как жить с маленькими детьми, ведь зимы у нас бывают холодные. На студии нет даже раздевалки. Сейчас на «Киргизфильме» штат составляет около пятисот человек. На каждого творческого работника приходится человек по тридцать технического персонала. Со стороны покажется, что мы работаем в суперусловиях. Во время съемок мы не можем подняться на горный перевал, такое жуткое состояние транспорта. Вы были в нашем монтажном цехе? Вот уже сколько лет он в аварийном состоянии. Как-то на Океева часть потолка упала, чудом жив остался. А оборудование цеха? Сейчас любительские студии оснащены лучше, чем наш цех. Но зато у нас есть главный инженер, его заместитель, есть начальники цехов... Лет пятнадцать назад на студии работали двести пятьдесят человек. Я убежден, если сократить человек триста, никто и не заметит, а на работе это отразится в лучшую сторону.

Алимбаева: — Меня пригласили сниматься в «Потомке белого барса». Когда съемки закончились, я узнала, что меня уволили со студии, а я беременная, мне скоро рожать... Потом меня взяли администратором, смилостивились. До этого я долго была без работы, меня уговорили пойти в гримерный цех, я там научилась изготовлять усы, потом меня снова уволили. Сейчас у меня оклад 100 рублей, а был 110. Я сейчас инвентаризирую костюмерный цех...

Марат Джантелиев, выпускник той же актерской мастерской:

— А я уже четыре месяца как работаю ассистентом по реквизиту, а до этого четыре года был без работы. Правда, сыграл роль в «Потомке белого барса» у Толомуша Океева. На этом все кончилось. Я до сих пор не понимаю, чья тут вина, и ведь никто в этой ситуации ни за что не отвечает!

Алтынай Рысмендиева (окончила мастерскую А. В. Баталова):

— Да, все правильно, мастерская была набрана по инициативе республики. Когда в 1981 году проходил республиканский съезд кинематографистов, приезжал сюда наш мастер. Баталова тогда заверили, что мы без работы не останемся...

Акматалиев:

— Мы сейчас хотим организовать на общественных началах экспериментальный театр, ищем вот помещение.

Джантелиев:

— Мы соскучились по сцене! У нас дипломный спектакль был — «Под стук трамвайных колес» по фильму Акиры Куросавы. Нам не нужны золотые горы, нам нужна просто нормальная работа по профессии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Воспитание навырост

Социальное исследование проблемы

Биатлон

Повесть

Директор из нашего класса

Пять лет назад двадцатичетырехлетнего главного механика из Кыштыма Владимира Денисенко назначили директором Троицкой обувной фабрики