Карнавал безумия

опубликовано в номере №1247, май 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Марш, возглавляющий в Оксфордском университете исследования по вопросам агрессивности в молодежной субкультуре, приводит в подтверждение своего тезиса о том, что панков порождают непосредственно безработица и чувство обманутое, царящие среди молодежи, слова из песни «London's Burning», исполняемой группой «Клэш». Они звучат приблизительно так: «Я еду на метро и ищу пристанища. Один поезд везет меня сюда, другой в иное место. Вокруг опустевших домов завывает ветер, он тоже ищет пристанища. Взгляд мой скользит по пустым стенам, я совсем одинок».

Однажды так уже было – когда битлы и с ними еще около сорока любительских бит-групп не нашли в конце 50-х годов в Ливерпуле иного выхода из трущоб, социальных гетто и безработицы, кроме того, который перед ними открыли электрогитара и сопливый DOK.

Тогда в промышленном районе с 1,28 миллиона жителей, расположенном в устье реки Мереей, было больше всего безработных и самые страшные во всей Европе трущобы. Число преступлений почти вдвое превышало средние данные по стране в целом. 43 процента всех квартир были негодными.

С тех пор проблема безработицы среди молодежи превратилась во всемирную катастрофу. Если, например, в 1967 году число молодых людей моложе 20 лет, официально зарегистрированных в качестве безработных, составляло во всей Англии 71000 человек, то сегодня их число выросло более чем в три раза. В США 5,1 процента всех мужчин и6,9 процента всех женщин не имеют работы, а среди молодежи в возрасте 16 – 19 лет этот процент составляет 17,4. Около четверти всех безработных в ФРГ – моложе 25 лет, а в Италии – даже более 60 процентов.

Поэтому не приходится удивляться, что слова из песни пистлов наподобие таких, как «Изрядно пустоват, без будущего, работы тоже нет, на смерть от скуки обречен», находят широкий отклик и за пределами Великобритании. Вполне логично, что нигилизм пустого, или, как говорится в названии одной из песен панков, «голого», поколения принял столь деструктивный, а подчас даже самоуничтожающий оборот. В 1976 году дети эры Никсона разбили только в США оборудование школ и других учебных заведений на сумму в 600 миллионов долларов.

Бас гитарист Сид Вишес из группы «Секс Пистолз», которому, как говорят, принадлежит авторство во введении моды на использование английской булавки, провел целый год в Англии в коридорах ведомств по трудоустройству. Чтобы обратить в конце концов на себя внимание, он попытался покончить с собой с помощью осколка стекла: «Это отличная возможность быть принятым во внимание, я всегда готов воспользоваться ею снова». Молодежное движение панков породила не столько материальная нищета, сколько бедность предлагаемых выпускникам школ видов работы, бедность «профессиональных возможностей», о которых поет группа «Клэш». Музыканты ансамбля «Дэмд» выполняли раньше работу, которую им доверяли в соответствии с представлением об их возможностях добропорядочные граждане: двое из «Клэш» были уборщиками в туалетах, а солист – могильщиком...

«Дер Шпигель».

СТАЛО БЫТЬ, «ПАНК-КУЛЬТУРА» – ПОРОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НЕУСТРОЕННОСТИ И КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ДЕТЕЙ ТРУЩОБ. ЧЕМ ЖЕ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ОНА ВДРУГ ОБРЕЛА ХАРАКТЕР «КРИКА» МОДЫ СРЕДИ ТЕХ, ДЛЯ КОГО СОВРЕМЕННОЕ БУРЖУАЗНОЕ ОБЩЕСТВО ОТНЮДЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО ЧУЖДЫМ?

Конечно, творцы моды из разных стран уже давно настроились на панков. Уродливое прекрасно, шокирующее шикарно. Когда хозяйка одного из ночных клубов Парижа Регина пригласила около 1000 своих друзей и постоянных посетителей принять участие в первом панк-вечере на континенте, из подъезжавших дорогих машин стали выходить супербогачи в разорванных майках, с булавками и цепями для привязи собак.

Когда в конце лета эксцентричная Лулу де Ляфалез, ассистентка Ива Сен-Лорана, владельца фешенебельного дома моделей, собрала в Булонском лесу парижский свет на свою свадьбу с сыном художника Бальтуса, у гостей на шее были золотые бритвенные лезвия, а музыкальное сопровождение обеспечивала панк-группа «Стинки тойз» («Вонючие игрушки»).

Сандра Родес, дама с редькообразнрй головой цвета шпината и мрачной косметикой, предпочитающая черную одежду, одна из тех, кто делает моду в Лондоне, рекомендовала своим клиентам панк-стиль.

Понятно: дитя подвала творит свою панк-моду, пользуясь свалкой старого барахла. А панк полусвета делает покупки у фирмы «Бургардс» в Западном Берлине или в панк-шопе на Абендротсвег в Гамбурге. Антрепренер группы «Секс Пистолз» Макларен и его спутница жизни Вивьен Уэстуд держат в своем лондонском магазине «Седишнэриз» наряду с драным тряпьем под вывеской «Одежда для героев» также кое-какие нацистские ордена, так как «это интересные украшения».

В магазинах «Шмуц» и «Бойз» на лондонской Кингс-роуд покупатели могут попросить побрызгать купленную одежду кровью или подпалить. Универмаг «Макси'с» в Нью-Йорке предлагает под недвусмысленным названием «Dressed to Kill» («Одет, чтобы убивать») майки с прожженными дырами и ржавыми пятнами, а также куски материи, скрепленные английскими булавками...

Панк-рок стал большим бизнесом. И хотя поначалу лишь немногие радиостанции позволяли солистам дисков выступать в духе «новой волны», магазины по продаже грампластинок в США отвели панкам целые секции. Такие подпольные фирмы, как «Стифф» в Лондоне или «Бесеркли» в Калифорнии, поставляют на рынок почти исключительно продукцию панков, а крупные концерны платят огромные суммы за право ее распространять.

«Дер Шпигель». ПОПРОБУЕМ СУММИРОВАТЬ ТО, ЧТО ПОРОЙ ДОКАЗАТЕЛЬНО, ПОРОЙ СУМБУРНО ИЗЛОЖИЛИ НА СТРАНИЦАХ ИЗВЕСТНЫХ ЗАПАДНЫХ ЖУРНАЛОВ ПУБЛИЦИСТЫ, СОЦИОЛОГИ, ПСИХОЛОГИ. ВНАЧАЛЕ ПАНКИ ВРОДЕ БЫ БРОСАЮТ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОМУ БУРЖУАЗНОМУ ОБЩЕСТВУ, ЕГО КРИТЕРИЯМ ВКУСА, ПРИЛИЧИЯ И Т. Д. В ИТОГЕ ЖЕ ПРОИСХОДИТ ПОЛНАЯ их ИНТЕГРАЦИЯ В ЭТО ОБЩЕСТВО.

«ПАНК-ИДЕОЛОГИЯ» ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИНСТРУМЕНТ ОДУРАЧИВАНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ЧУВСТВУЮЩИХ СЕБЯ ПОТЕРЯННЫМИ В БЕЗОТРАДНОМ И ЖЕСТОКОМ МИРЕ. ОДНОВРЕМЕННО ПАНК СТАНОВИТСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ЗАТЕЙЛИВОЙ И ВПОЛНЕ БЕЗОБИДНОЙ ИГРУШКОЙ В ТАК НАЗЫВАЕМОМ «СВЕТЕ».

ПРОТЕСТ – ЕСЛИ ЕГО И МОЖНО ТАК НАЗВАТЬ – ТРАНСФОРМИРОВАН В УЖИМКУ МОДЫ. АНАФЕМА ПРЕВРАЩЕНА В АЛЛИЛУЙЮ. ОБЩЕСТВО БЕЗДУХОВНОСТИ ДОСТИГАЕТ СВОЕЙ ЦЕЛИ. ГЛАВНОЕ – УВЕСТИ МОЛОДЕЖЬ ПОДАЛЬШЕ ОТ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТЕЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО МИРА, ОТ БОРЬБЫ ПРОТИВ ЕГО ЯЗВ.

И РАЗВЕ УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ТЕ, КТО ДЕЛАЕТ ДЕНЬГИ, ВЗЯЛИ ПАНК-РОК НА ВООРУЖЕНИЕ?

Это проститутки. Несколько месяцев назад они приказали бы сторожу дать нам от ворот поворот, а теперь они все хотят с нами сфотографироваться. И это только потому, что мы продаем кое-какие пластинки.

Малькольм Макларен, антрепренер «Секс Пистолз», о руководителях радиокомпаний и фирм грамзаписи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены