Каратэ – пустая рука

Александр Костенко, | опубликовано в номере №1241, февраль 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

А. КУЗНЕЦОВ. Я вам еще не сказал, что первое знакомство с каратэ и с представителями вашей школы произошло у меня на съемке фильма «В зоне особого внимания». Так уж получилось, что играл я роль офицера, который в силу своих должностных обязанностей «воюет» против главных героев фильма – группы десантников, посланных в тыл «северных» со специальным заданием. И вот тут происходит странная вещь: все мы – группа актеров, снимавшихся в ролях противников, – тем не менее в своей закадровой жизни симпатизируем главным героям, мы по-человечески на стороне тех, кто в экстремальных, чрезвычайно сложных обстоятельствах проявляет огромное мужество, с честью проходит все испытания и побеждает. Поэтому, кстати, люблю своего Сухова, которого сыграл в «Белом солнце-пустыни».

В работе над фильмом нам помогала группа спортсменов. Руководил ими Тадеуш Касьянов, который оказался не только прекрасным мастером своего дела (помните сцену в домике лесника, где прапорщик разделывается с четырьмя бандитами? Так вот, дрался за прапорщика Касьянов), но и просто симпатичным человеком, добрым, отзывчивым, великодушным. Он и его товарищи не просто участвовали в постановке самых острых трюковых моментов фильма, но и быстро нашли общий творческий язык с актерами, привнесли с собой в наш коллектив какую-то особую доброжелательность. После знакомства с ними наши актеры, особенно молодежь, стали выглядеть как-то более подтянуто.

А. ШТУРМИН. Кстати сказать, спорт почти всегда привносит в искусство, в кино в особенности, дополнительный элемент зрелищное. Ваш Сухов в «Белом солнце пустыни», на мой взгляд, значительно бы потерял как личность, не умей он мастерски владеть своим телом. Блестящая сцена у баржи, когда ваш герой обезоруживает бандита и в падении успевает несколько раз выстрелить, – прекрасный пример того, как актер может благодаря чисто спортивному мастерству усилить эпизод, сделать его динамичнее, острее. И мне думается, что спокойствие, уверенность Сухова в какой-то степени производные от его силы, от умения владеть оружием, знания всяких военных хитростей. Интересно, как вы работали над этим эпизодом?

А. КУЗНЕЦОВ. Понадобилось несколько дней тренировки, чтобы безошибочно провести прием, с помощью которого я выбиваю оружие, и научиться минимум три раза успеть выстрелить в падении, ведь эпизод снимался в чистом, так сказать, натуральном виде. О том, что его можно смонтировать, мы тогда Просто не думали. И это один только прием. Сколько же сил и времени тратит спортсмен вашей школы на овладение всей техникой каратэ! А если говорить вообще, то спорт в актерской подготовке – один из важнейших элементов. Ведь в каких только переделках не приходится бывать нашему брату во время съемок! Тут и жара, и холод, и серьезные физические нагрузки. Зритель порой даже не представляет себе, какого огромного труда стоит десяткам людей один-единственный эпизод. И поэтому мало у кого из актеров вы не обнаружите дома полного набора гантелей, эспандера, лыж и прочего. Это тот случай, когда спорт и искусство смыкаются самым непосредственным образом.

А. ШТУРМИН. Так и должно быть. Но почему вы говорите только о людях вашей профессии? На мой взгляд, каждый мужчина должен быть закален физически. Это, если хотите, его обязанность перед обществом. Ведь человек, хорошо развитый физически, как доказано специалистами, быстрее и лучше справляется со своей работой, он более коммуникабелен, его жизнь богаче во всех отношениях. Не зря в армии уделяют так много внимания физической тренированности, ибо даже при наличии мощнейших технических средств от человека, от его реакции, психологической устойчивости, выносливости зависит если не все, то. многое. Физически закаленный оператор ракетного комплекса быстрее справится со своей задачей, чем его товарищ равный по опыту, но никогда не занимавшийся спортом. Та же зависимость и в обычной жизни. Но мы почему-то считаем, что армия армией, а после нее – дело другое. И говоря о производственных резервах, повышении производительности труда, забываем о таком могучем факторе, как мобилизация ресурсов, заложенных в самом человеке.

А. КУЗНЕЦОВ. А сколько, по-вашему, необходимо времени, чтобы полностью овладеть техникой каратэ?

А. ШТУРМИН. Это, знаете ли, вопрос вопросов. Во-первых, школ каратэ множество и овладеть всеми их секретами практически невозможно, даже если затратить на это всю свою жизнь. Если говорить о каком-то оптимуме знаний техники каратэ, которыми располагают основные центры Азии и Европы, то здесь уже проще. Я считаю, что на первоначальную подготовку спортсмену нужно не меньше трех лет. Но и это очень условно, все зависит от индивидуальных особенностей каждого, общей физической подготовки, образа жизни, возраста, психологии человека и так далее.

А. КУЗНЕЦОВ. Значит, через три года тренировок спортсмен может рассчитывать на присуждение первого спортивного разряда, или дана, если пользоваться вашей терминологией.

А. ШТУРМИН. Примерно так. Но, повторяю, все очень индивидуально. У нас немало случаев, когда люди не выдерживали физических нагрузок – ведь каждый день на тренировки надо тратить несколько часов, – и уходили из школы. В то же время другие благодаря упорной работе преодолевали путь от новичка до сложившегося спортсмена каратэ за два года и даже быстрее. Но чем больше вы занимаетесь, тем безграничнее представляются возможности познания искусства каратэ. К тому же почти до бесконечности можно работать над шлифовкой, совершенствованием уже, казалось бы, пройденных элементов и упражнений.

А. КУЗНЕЦОВ. Я заметил сегодня, что одни и те же упражнения спортсмены выполняют по-разному. У кого-то получается чище, резче, концентрированнее, а кто-то защищается и атакует недостаточно четко.

А. ШТУРМИН. Правильно. Все, как и в любом спортзале, где тренируются спортсмены различной квалификации. Вы ведь обратили внимание, что у них разного цвета пояса – от белого до черного. Черный – отличие мастера, белый – первое спортивное звание в каратэ. Но ,и мастер от мастера может отличаться довольно резко, ведь категория мастера присваивается человеку за определенный минимум знаний и побед, максимума же установить для него практически невозможно.

А. КУЗНЕЦОВ. Знакомая ситуация. Артистами называют всех, окончивших соответствующие учебные заведения. Но никто из нас не может сказать, что наконец-таки овладел всеми тайнами актерского мастерства. А вот разница в квалификации очень даже заметна. К примеру, играет молодой актер свою роль точно по сценарию. Все делает верно, все как будто соответствует образу. Но эпизод не смотрится, чего-то в нем не хватает, а чего именно, никто не может понять. И бьются над этим эпизодом до тех пор, пока кто-нибудь из старых мастеров не посоветует: «Попробуй поимпровизировать, забудь о тексте». «Что же тут можно придумать?» – удивляется молодой коллега. И все же на следующем дубле он вместо молчаливого поворота головы в ответ на просьбу партнера дать ему чая говорит: «Не дам». Тот подхватывает игру и заявляет совсем не по тексту: «Нет, дашь!» «Не дам, и все». В результате эпизод оживает. Вот что значит совет опытного мастера. А как, кстати, у вас обстоит дело с импровизацией, Алексей?

А. ШТУРМИН. Сложнее. Каратист должен импровизировать, если можно так выразиться, на уровне подсознания. Ведь стоит ему на мгновение отвлечься, как он может пропустить удар. Тут все решают техника, реакция, сумма заложенных в спортсмене знаний, его способность ответить на маневр соперника контрманевром, серией неожиданных, точных ударов. Но каждый из них, пусть даже нанесенный подсознательно, контролируется мышечной системой спортсмена. Он же сам должен реагировать только на реальное изменение ситуации боя, а не программировать его в уме, потому что малейшая ошибка грозит обернуться для него поражением. Например, спортсмен заметил, что его соперник принял неверную позицию. Зрительный центр мозга тотчас посылает сигнал мышечной системе – атакуй. И опять же спортсмен не раздумывает, какой ногой или рукой ударить, но наносит правильный удар. Именно благодаря технике, доведенной до автоматизма. И это происходит быстрее, чем успело бы сработать его сознание.

А. КУЗНЕЦОВ. Если я правильно понял, спортсмен должен реагировать в период всей схватки на складывающуюся ситуацию с одинаковой остротой, что исключает какой-то шаблон в его манере ведения поединка.

А. ШТУРМИН. В общем, так. И не только во время схватки, но и во время тренировки. Вы обратили внимание на то, что почти все упражнения делаются по счету?

А. КУЗНЕЦОВ. Да.

А. ШТУРМИН. Это тоже не просто так. Я считаю: «Ити... ни... сан... си» – и внезапно прерываю счет. Зал замирает, за исключением одного-двух спортсменов, которые восприняли мой счет за заданный ритм и, включившись в него, ослабили реакцию. Это грубейшая ошибка в каратэ. Во время поединка противник, к примеру, несколько раз подряд наносит удары левой ногой, вы успешно отражаете их, и вот очередное перемещение противника, которое ведет за собой, как вам кажется, опять удар левой, и вы соответственно строите свою защиту. Но... неожиданно пропускаете удар с другой стороны. Почему? Да потому, что, поддавшись ритму, ослабили контроль за партнером, что-то упустили в его маневрах.

А. КУЗНЕЦОВ. Вот вы, Алексей, уже не один раз употребили слово «удар». А я сегодня, сколько ни смотрел, не заметил, чтобы кто-нибудь действительно ударил партнера по-настоящему. Это были едва заметные Касания, не больше. Но даже в этом случае схватка зачастую прекращалась, и партнеры просили друг у друга извинения. Помню, как в пору моего увлечения боксом мы успевали за полтора часа тренировки заработать не один синяк. А тут прямо какая-то сверхделикатность. Разве не правильнее вырабатывать у спортсмена на тренировках своеобразный иммунитет к ударам?

А. ШТУРМИН. В этом просто нет необходимости, потому что даже на. соревнованиях спортсмены лишь обозначают удар, останавливая руку или ногу в нескольких миллиметрах от тела соперника. Это не значит, что они работают вполсилы, даже в бесконтактном единоборстве каратисты концентрируют в ударе всю мощь, на которую они способны. Искусство же в совершенстве владеть своим телом, управлять каждой мышцей, каждой клеткой помогает им не нанести удар, опасный для партнера. Если же на соревнованиях кто-то из спортсменов нарушил это правило, победа безоговорочно присуждается его сопернику. Во всех остальных случаях победителем становится тот, кто тщательно оборонялся и нанес большее число ударов, которые не были блокированы противником. Нечто подобное происходит и в кино. Ведь мы судим о мастерстве актера не ло тому, насколько в действительности сильно он ударил бандита, а потому... как он это сделал.

А. КУЗНЕЦОВ. По-моему, в этом отношении бокс даже менее гуманен, чем каратэ...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Алгоритм жизни

Виктор Глушков, академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, вице-президент Академии наук УССР, директор Института кибернетики АН УССР, депутат Верховного Совета СССР