Каратэ – пустая рука

Александр Костенко, | опубликовано в номере №1241, февраль 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Анатолий Кузнецов, заслуженный артист РСФСР.

В конце прошлого года в нашей стране зарегистрирован 52-й вид спорта – каратэ. Создание федерации по этому виду спортивного единоборства вызвало большой интерес у многих наших читателей.

Предлагаем вашему вниманию запись беседы известного артиста Анатолия КУЗНЕЦОВА и одного из зачинателей каратэ в СССР Алексея ШТУРМИНА.

А. ШТУРМИН. По праву хозяина, позвольте сначала задать вам один вопрос, ответ на который сразу внесет определенную ясность в предмет беседы и^в дальнейшем позволит избежать двусмысленностей.

А. КУЗНЕЦОВ. Конечно. Тем более, ответив вам, в свою очередь, обретаю право спрашивать. А у меня вопросов очень много.

А. ШТУРМИН. Вас привело сегодня в наш Зал обычное человеческое любопытство или что-то еще? Только откровенно.

А КУЗНЕЦОВ. Что ж, определенность вопроса подразумевает и определенность ответа. Но не все так просто. В прошлом я сам увлекался спортом, причем занимался самыми разными его видами, в том числе борьбой и боксом. Кстати, у вас на тренировке я встретил своего бывшего тренера по классической борьбе – Михаила Абдулхакова. Стало быть, во-первых, интерес чисто спортивный. Во-вторых, о каратэ в последнее время говорят все больше и больше, говорят разное. Одни считают, что человек, овладевший приемами каратэ, становится чуть ли не опасным для окружающих, ибо способен ребром ладони перерубать кирпич, другие считают, что каратэ – это не более чем философия, не имеющая ничего общего с физическим самоусовершенствованием. Словом, говорят многое. У меня на этот счет свое мнение, которое я и хотел проверить. Кстати, редакция как раз уполномочила меня выражать интересы непосвященного большинства, хотя я о каратэ уже кое-что до этого знал. И, наконец, я актер, и познания в самых различных сферах просто помогают мне в моем деле. К тому же у киноискусства и у спорта немало общего, я убедился в этом еще раз, работая над ролью в картине «В зоне особого внимания». Так что мы можем найти немало точек соприкосновения.

А. ШТУРМИН. Конечно. Но прежде, мне думается, надо все-таки дать более или менее точное определение каратэ. Так вот, рассуждая категориями философскими, это – воспитание духа через воспитание тела. Постигая искусство боя – искусство защиты и нападения, – каратист далек от мысли применить свои знания где-либо, кроме спортзала. Все каноны каратэ проникнуты благородством, чистотой, рыцарством. Итак, каратэ – это целая система воспитания, я бы сказал, даже система жизни, которой нельзя овладеть однобоко, выучив, как это можно в борьбе, ряд приемов.

А. КУЗНЕЦОВ. Значит, к каратэ нельзя относиться только как к физическому воспитанию?

А. ШТУРМИН. Да. Я не хочу что-то чему-то противопоставлять. Но спорт в чистом виде – это лишь частичка каратэ. Скажем, иной спортсмен, закончив тренировку, может полностью переключиться на какие-то другие вещи, стать, так сказать, обычным человеком до следующей тренировки или состязания. Каратист же обязан постоянно нести в себе некий духовный заряд, вложенный в него учителем. Занятия каратэ вырабатывают в человеке качества, которые определяют все его поступки.

А. КУЗНЕЦОВ. Например?

А. ШТУРМИН. Воспитанник школы должен быть предельно тактичен, уважителен к старшим. Он не имеет, права совершить бесчестный поступок, всегда собран, всегда готов встать на защиту слабого, далек от зависти, притворства, не говоря уже о том, что каратист не употребляет алкоголя, не курит... А еще он должен уметь видеть и чувствовать прекрасное, будь это пыльца на цветах, восход солнца или произведения искусства. Ведь каратэ – это тоже искусство. Военное искусство, родившееся тысячелетия назад на Востоке.

А. КУЗНЕЦОВ. На этот счет немало разных мнений. Какая же страна все-таки была родиной каратэ?

А. ШТУРМИН. Многие считают, что ею была Индия. Этому немало доказательств. Открыты, например, несколько памятников древнего искусства, на которых изображен будда, а охраняют его буддийские монахи, принявшие позиции каратэ. Однако не исключено, что искусство каратэ развивалось одновременно в нескольких странах и пришло в Японию уже в синтезированном виде. Новейшая же история каратэ, которой, кстати, тоже немало веков, берет свое начало на Окинаве. Лишенные своими феодалами права носить оружие, японские крестьяне использовали каратэ для защиты своих интересов, себя, своих близких в схватках с врагами. Отсюда одно из толкований слова «каратэ»: кара – пустая, тэ – рука.

А. КУЗНЕЦОВ. Но откуда в каратэ столько пластики, изящества, своеобразной отточенности каждого движения?

А. ШТУРМИН. Вы когда-нибудь обращали внимание, как грациозны и стремительны движения кошки или тигра? Так вот, создатели каратэ заимствовали у животных и у птиц эту геометрическую законченность движений, их экономность, стремительность в атаке. Причем по технике древних каратистов легко можно было догадаться, к какой школе они принадлежат. Жителей горных районов, где людям приходилось много лазать и ходить, отличало искусство наносить сильные и точные удары ногами, совершать высокие прыжки, быстро перемещаться с места на место. Тех же, кто жил вблизи реки или моря, где людям приходилось много плавать, работать веслами, отличало, напротив, умение защищаться и атаковать различными частями рук – ребром и тыльной стороной ладони, кулаком, пальцами, локтем и так далее.

Однако я вас совсем заговорил. А ведь мне интересно кое-что выяснить. Вы видели сегодня методику тренировки, ката – то есть развивающие технику упражнения, кумитэ – свободные поединки. Какое впечатление на вас все это произвело? Нам крайне интересно знать мнение неискушенного человека.

А. КУЗНЕЦОВ. Я и сейчас не чужд спорту и знаю, что такое реакция, собранность, хороший удар. Техника, которую демонстрируют ваши воспитанники школы, поражает отточенностью, у некоторых спортсменов она просто безукоризненна. Во время тренировки они напоминают машину, которой чужды человеческие эмоции, каждое ее движение запрограммировано, каждый узел точно выполняет определенные функции. Я пытался, не скрою, хоть приблизительно угадать, что владеет мыслями того или иного спортсмена, выполняющего сложнейшее упражнение, по его глазам, у меня ничеге не вышло. Ни глаза, ни лицо ничего не выражали. То ли это была искусная маска, то ли мысли спортсмена сосредоточены на чем-то, что лежит вне его эмоциональной сферы. Я помню ваши слова, с которых начались занятия: «Оставьте все свои проблемы, свои печали и даже радости за стенами зала, сосредоточьтесь только на тренировке». Я думал, что это свойственно только людям нашей профессии. Когда мы приходим в театр или на съемочную площадку, для нас перестает существовать все, не относящееся к нашей работе...

А. ШТУРМИН. Сосредоточенность – главное условие тренировки каратистов, иначе ничего не выйдет. В схватке, которая, как вы заметили, длится очень недолго и проходит в стремительном темпе, каратисту некогда размышлять, на каждую атаку соперника он должен рефлекторно ответить каскадом приемов защиты и тут же атаковать самому. Необходимо воспитать в себе способность, не задумываясь, реагировать на все действия соперника, подсознательно, с четкостью машины, выбирать лучший способ защиты и нападения. Перед спортсменом всегда воображаемый или действительный противник. И каратист, тренируясь, должен видеть только его и реагировать только на его действия. Впрочем, вы наблюдали сегодня за трениров.кой лучших и опытнейших из тех, кто занимается каоатэ в школе «Фрунзенец». Они носят звания инструкторов, а многие из них уже сами имеют учеников.

А. КУЗНЕЦОВ. Применительно к нашей работе это называется «быть в партнере», а попросту говоря – реагировать только на партнера и на предлагаемые обстоятельства, полностью забыв о себе... Да, и еще сегодня меня поразила атмосфера высокой дисциплинированности, царившая в зале, то уважение, которое проявляли спортсмены друг к другу, к месту, где они тренируются, к учителю, то есть к вам, Алексей. Ваши замечания. в ходе тренировки не только не вызывали никаких возражений с их стороны, но, напротив, вас благодарили за них – традиционным поклоном. Ну и последнее, пожалуй, это огромный энтузиазм спортсменов, их желание работать с полной самоотдачей. Я убежден в том, что если бы все наши спортсмены тренировались с таким старанием, с таким накалом, их спортивные результаты были бы значительно выше нынешних, хотя они и так достаточно высоки.

А. ШТУРМИЙ. Благодарю за добрые слова. Однако в том, что вы заметили, нет ничего исключительного. Каратэ основано на высокой дисциплине его приверженцев, так же как и на безграничной вере в учителя, уважении своих товарищей, своей школы. Это азы духовного воспитания, заложенного в самом понятии «каратэ». Однако было бы неверно полагать, что мы слепо копируем древние традиции каратэ со всеми условностями. Мы берем у каратэ лучшее – систему физического воспитания, элементы воспитания нравственного, дополняя его нашим современным, советским пониманием чести, долга перед Родиной, гражданственности, человеческой морали.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены