Календарь "Смены"

опубликовано в номере №524, март 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Своё музыкальное образование Сметана начинает у известного чешского педагога Иосифа Прокша, заканчивает у Франца Листа. Миросозерцание и политические убеждения Сметаны складывались под влиянием его отца - пламенного патриота, мечтавшего о национальной независимости Чехии.

Революция 1848 года... Пражские улицы покрываются баррикадами. С восторгом встретил Бедржих Сметана революцию. Для национальной гвардии он пишет песни, марши. В это же время он создаёт первое большое симфоническое произведение - «Триумфальную увертюру».

Но революция подавлена. Габсбурги еще больше усиливают гнёт народа. Сметане трудно дышится на родине. Он вынужден её покинуть. Сметана уезжает в Швецию и принимает место дирижёра филармонических оркестров в Гетеборге. Пять лет живёт он в Швеции. Помимо исполнительско-дирижёрской и концертной деятельности, Сметана в эти годы много занимается композицией.

В 1859 году Австрия терпит поражение в войне с Италией и Францией. В Чехии с новой силой вспыхивает национально-освободительное движение. Сметана спешит в Прагу. Он становится неутомимым организатором и инициатором многих начинаний в музыкальной жизни Чехии.

1866 год был для композитора особо знаменательным по двум причинам: во-первых, он становится капельмейстером Национальной чешской оперы и, во-вторых, в этом году ставит свою знаменитую «Проданную невесту». «Проданная невеста» - лучшее достижение в широкой и многогранной музыкальной деятельности Сметаны. В этой опаре ярко, свежо и блистательно выражен дух всего его творчества: народность, лиричность и жизнерадостность.

В самый расцвет творчества Сметану постигает большое несчастье: на пятидесятом году жизни он теряет слух. Но, как и Бетховен, Сметана не перестаёт работать. Будучи глухим и больным, он пишет свой большой симфонический цикл «Моя родина», наполненный радостным оптимизмом и глубокой верой в светлое будущее своего народа.

Сметана умер в мае 1884 года. Наибольшая заслуга этого прекрасного композитора состоит в том, что он первый поднял на большую художественную высоту национальную яркость и самобытность чешской музыки.

Творец гальванотехники

11

Самолёт, летящий высоко в небе, лист железа на крыше, защищенный от ржавчины слоем другого металла, журнал, который мы читаем, деньги, марки - бесчисленное количество предметов, окружающих нас, изготовлено при помощи воздействия электрического тока на различные металлы. Честь замечательного открытия, что электричество можно заставить делать металлические вещи, принадлежит русскому учёному Борису Семёновичу Якоби.

Борис Семёнович первый в мире начал пользоваться отложением меди на любом изделии при пропускании электрического тока через раствор медного купороса.

Значение своего открытия Якоби отлично понимал. Он писал: «Гальванопластика принадлежит исключительно России. Здесь она открыта и здесь развивалась»,

Б. С. Якоби открыл двери своей лаборатории для всех, желавших ознакомиться с гальванопластикой. Он печатал о ней популярные статьи, выпускал брошюры. Его мечтой было увидеть быстрое развитие гальванотехники в России.

Имя Б. С. Якоби навеки связано и с другими открытиями в электротехнике. Он является изобретателем первого электродригателя в мире. В один из летних дней 1838 года берега Невы были густо покрыты людьми: все с восхищением смотрели на шлюпку, шедшую против течения. Четырнадцать пассажиров сидели, демонстративно сложив руки: шлюпку приводил в движение электромотор Якоби мощностью почти в одну лошадиную силу.

Велики заслуги Б. С. Якоби и в деле развития электрической связи. Он изобрёл несколько телеграфных аппаратов и в 1842 - 1845 годах построил подземную телеграфную линию между Петербургом и Царским Селом.

Умер Борис Семёнович 75 лет назад, 11 марта 1874 года. Ему посчастливилось увидеть торжество своих идей - широчайшее распространение гальванотехники.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены