Календарь «Смены»

опубликовано в номере №534, август 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

А. А. Жданов, приветствуя съезд от имени Центрального Комитета ВКП(б), говорил:

«Великое знамя Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина победило. Именно победе этого знамени мы обязаны тем, что здесь собрался первый съезд советских писателей. Не было бы этой победы, не было бы и вашего съезда. Такой съезд, как этот, не собрать никому, кроме нас - большевиков».

Вся работа съезда явилась яркой демонстрацией идейной и организационной сплочённости советских писателей вокруг коммунистической партии, великого вождя товарища Сталина. В первый день съезда его делегаты в приветствии И. В. Сталину писали: «Этот исторический день наш мы начинаем с приветствия Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, нашему учителю и другу».

На съезде присутствовало 527 делегатов. Среди многочисленных гостей присутствовало 45 иностранных писателей.

Далеко шагнула советская литература после исторического съезда писателей. В августовские дни 1934 года «Правда» писала о нарождающейся литературной молодёжи. Назывались имена писателей, ныне получивших широкое признание не только советских людей, но и в других странах.

Советские писатели успешно выполняют завет Горького о том, что «основным героем наших книг мы должны избрать труд, т.е. человека, организуемого процессами труда». Наша литература живёт и развивается под любовным присмотром партии и великого Сталина.

Иоганн Гете

В заключительном слове на лейпцигском процессе Георгий Димитров бросил гневные слова:

- Властвуй или покоряйся, С торжеством иль горем знайся, Тяжким молотом взвивайся Или наковальней стой!...

Эти строки принадлежат Гете - величайшему поэту Германии.

Гёте родился двести лет назад - 28 августа 1749 года - в городе Франкфурте на Майне. Он получил образование в лучших по тем временам университетах Лейпцига и Страсбурге.

В Германии того времени, стране «мыслителей и поэтов», но не борцов, была только одна арена борьбы - искусство, литература.

На заре жизни Гёте ставит перед собой гигантскую задачу - развернуть и показать человеку все таящиеся в нём возможности, пробудить его от кошмарного сна феодализма, заставить перейти от брюзжания к активному действию.

В первом своём значительном произведении «Гёц фон Берлихинген» поэт создаёт образ рыцаря - революционера, бунтаря. Гёц - человек одарённый, и, по мнению самого Гёте, такой человек - «это вождь, организатор». Гёц становится вождём крестьянского восстания, ведёт за собой народ.

Но Гёте прекрасно понимал, что в эпоху, предшествующую французской революции, не суждено ещё торжествовать его идеалам; что общество, которое Энгельс справедливо назвал гниющей навозной кучей, не только не поможет, но и воспротивится развитию творчески выдающейся личности.

Так поэт приходит к выводу о неизбежности гибели своего героя. Умирает рыцарь Гёц, уходит из жизни молодой Вертер (герой одноименного, нашумевшего в Европе романа), и сам Гёте заходит в тупик, не зная, что ему предпринять дальше.

И тут - то дворянство в лице принца Карла - Августа предложило Гёте союз, который означал для поэта отказ от звания вождя буржуазии и руководителя литературного течения «Штурм и натиск».

Десять лет своей жизни отдал поэт устройству спектаклей и празднеств, сочинению музыкальных комедий, текстов для карнавальных шествий в угоду властителю одного из самых незначительных государств Германии.

Но под маской олимпийца, под золочёной ливреей веймарского придворного билось сердце великого человека, борца за настоящую жизнь, за торжество разума и правды.

Всю жизнь, около шестидесяти лет, писал Гёте своё великое творение - «Фауст». Герой его драматической поэмы - мыслитель и бунтарь, готовый на союз хоть с самим чертом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены