Каким ключом открывается роль

Гортензия Владимирова| опубликовано в номере №1223, май 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Безусловно. Катя Маркова – человек верный. Она из тех неравнодушных людей искусства, которые постоянно ощущают в себе еще не использованные силы и стремятся раскрыть их, отдать зрителю. Ведь как бывает? Не клеится что-то у человека, ои начинает упрекать коллектив, режиссера, объясняя свои неудачи объективными обстоятельствами. У Кати этого нет. Она не устает совершенствоваться. Трезвая позиция по отношению к себе, к своим данным, к своим способностям, неравнодушие – еще раз повторяю это – помогают ее профессиональному становлению. Свои актерские позиции она укрепляет серьезным отношением к жизни, стремлением привнести в роль, в творчество неброские, неэффектные, но искренние и весомые крупицы жизненного опыта.

Я вообще считаю, что часто дело не столько в профессиональных способностях актера, сколько в мере желания отдать себя театру. Госпожа Удача не всегда дарует нас эффектными ролями, чаще обходит стороной, но я убежден, что счастливых предложений ждут либо люди ленивые, либо не очень любящие свое ремесло. Катя стремится в любой роли высказаться до конца. Часто ею сыгранное по содержанию, внутреннему наполнению разительно отличается от текста, превосходит его. Думаю, что для человека, живущего сценой, вообще не может быть «потом». Готовность нужна всегда.

Премьера постановки «Валентин и Валентина» по пьесе М. Рощина состоялась несколько лет назад. Но зрительский интерес к спектаклю о хрупкой юношеской любви, о родительских тревогах, о праве молодых на самостоятельную жизнь и о тактичной, чуткой поддержке старших не угасает. Это для исполнителей давно решены все проблемы героев пьесы. А для зрителей ново и дорого каждое слово Вали, каждая ее смешинка и слезинка. Как же не расплескать – сезон за сезоном – порывистого чувства влюбленной, как не охладить ее бурного темперамента, не утратить юного очарования героини? Ведь спектакль, старея, углубляет извечный парадокс: время существует для зрителей, а вот персонажей пьесы оно не касается. И в первом и в пятом сезоне они остаются такими же, как в день премьеры. Но личный жизненный опыт актера не может не добавить к созданному однажды образу новое, чаще всего критическое отношение.

Олег ТАБАКОВ.

У Кати Марковой есть очень дорогое качество – наблюдательность. Благодаря ей точные интонации, точно прожитые на сцене минуты дают много больше, чем иной протяженный во времени текстовой материал.

– Я раньше беззаветно любила эту роль, – рассказывает актриса, – но с годами пришло ощущение, что сама я вместе со зрителями ушла вперед, а моя Валентина топчется на месте. Прежде я ей больше сочувствовала. Теперь мне чаще хочется, чтобы Валентина повзрослела, стала умнее. Я не имею права покидать свою героиню и потому обязана помочь ей как бы перешагнуть время. Иногда думаю: может быть, тема роли исчерпала себя? Девушки Валиного возраста сегодня стали сильнее нравственно. И мы с Костей Райкиным договорились: пусть в прежнем режиссерском рисунке, при прежних, первоначальных драматургических задачах наши герои станут несколько другими – умнее, ироничней. Любовь придает им великодушие. Они отлично понимают суть кипящих вокруг них страстей и стараются поднять свое чувство над житейскими неурядицами.

Тот, кто видел «Валентина и Валентину» несколько лет назад и вновь посмотрел этот спектакль сегодня, убедится, что старая роль Е. Марковой не только осталась на высоком градусе премьеры, но и обрела мгновения, реплики, целые эпизоды, где выявляются новые отношения актрисы к своей героине.

Выглядит она все такой же юной. Но повзрослели нетерпеливость и пылкость первого чувства. Все так же привлекательна манера быстро бегать, внезапно вставать на носки, встряхивать непокорной челкой, но сильнее стало желание спасти, уберечь эту девочку от нависшей над ней беды, ощутимей контраст живого, трепетного сердца Валентины и мира железных конструкций спектакля, образно воплотивших незыблемость устоявшихся нравственных сцен.

Актриса как бы изнутри высвечивает стыд и страх, фальшь торопливых свиданий. Чужая комната сродни краже. Это отсюда выходит Валя униженной в своих чувствах. Но зато гордой, красивой, решительной видим мы ее в сцене с Гусевым.

– Я люблю другого человека! – говорит она обещающему счастье моряку. И в это мгновение в ней проявляется сильная и твердая натура, перед которой и впредь неловко отступят и соблазн, и легкомыслие, и пошлость.

А вот Валя покидает мамин дом. Помнится, на первых спектаклях в этой сцене мы сочувствовали заплаканной, истерзанной истерикой девочке. Теперь Валя другая. Остались слезы, осталась отважная решимость покончить с ложью. Но эпизод обогатился прозрением; перед нами уже не обиженный ребенок, а страдающая, любящая женщина, которая не может поступить иначе.

Способность чувствовать время, пульс, отзвук времени в мыслях и сердцах людей – пожалуй, самая характерная человеческая черта Екатерины Марковой. Любой актер, одаренный фантазией, воссоздаст до мельчайших подробностей чужую судьбу, представит человека любой эпохи, возрастной или социальной группы, темперамента. Но если его сценическая или экранная жизнь не одухотворена чувством времени, не согрета личным отношением к характеру персонажа, роль останется лишь иллюстрацией, не достигнет уровня художественного образа.

Люба в спектакле «Фантазии Фарятьева» – сверстница Валентины, но совсем иной человек. Здесь навстречу любому не выплескиваются эмоции, трепет и тревоги юного сердца. Новая героиня актрисы – девушка, умеющая скрыть свое затаенное чувство даже от самых близких людей – от сестры, от матери. Разгадка колючего и непокорного характера Любы открывается лишь в самом финале спектакля, и тем дороже становятся зрителю максимализм и цельность первой любви, характер девушки, способность уберечь свою любовь от назойливого вмешательства кого бы то ни было.

Вольно или невольно так случилось, но основной темой творчества Екатерины Марковой на сцене «Современника» стало утверждение чистоты и нравственной ценности зарождающейся любви. Актриса сумела раскрыть многогранность этого прекрасного чувства, пронести через, разные роли бережное отношение к нему, показать, что счастливая или неудачная женская судьба начинается на этом пороге. Она отстаивает в своих героинях право на любовь гордую, не запятнанную подозрением и фальшью, относится к ней как к огромному богатству человеческой души, всегда в эту пору ранимой и впечатлительной.

И зрители, знакомясь с очередной героиней Кати Марковой, задумываются о себе, о своем прошлом или будущем. Играя в спектакле, актриса либо принимает нравственные позиции героини, либо отвергает их. Своим поведением на сцене она, таким образом, проецирует высокие моральные принципы. Негативные характеры прозвучат предупреждением, предостережением. Светлые идеалы западут в душу.

Олег ТАБАКОВ.

Не так часто встречаются артисты, которые наряду с дарованием обладают и чувством локтя в повседневной работе, завидным умением чувствовать себя членов своего коллектива. В Кате Марковой эти качества проявляются независимо от того, главную ли роль она играет, многословную ли, или не очень, – скажем, Валентину, или Саню в «Эшелоне» М. Рощина, или молоденькую учительницу Нонну Юрьевну в спектакле «Не стреляйте в белых лебедей», поставленном по повести Б. Васильева.

Нонна Юрьевна – это одна из тех маленьких ролей, которой актриса сумела рассказать о целой судьбе.

Вот минутный эпизод из спектакля. Впервые в гостях у сельской учительницы Нонны Юрьевны новый лесничий Чувалов. Энергичный, добрый человек очень нравится Нонне Юрьевне, и, может быть, поэтому разговор их, такой долгожданный, никак не клеится. С губ учительницы срываются вполне казенные слова из школьной морали, а глаза да и вся натянутая фигурка говорят совсем о другом. И происходит неожиданное: очень правильные, очень поучительные слова Нонны Юрьевны вдруг становятся бесконечно ненужными и сами собой обрываются. Нонна Юрьевна проглатывает внезапное многоточие, спохватывается, снова начинает говорить что-то умное, и снова осечка. Смутившись, она окончательно замолкает и растерянно смотрит на Чувалова. Мы, кажется, слышим при этом сломанный ритм ее сердечка, читаем бешено проносящиеся в ее голове мысли: «Что это со мной? Почему это он так смотрит? Что это я ему такое наговорила? Неужели он сейчас встанет и уйдет? А вдруг никогда не придет больше?»

Олег ТАБАКОВ.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены