История нелюбви

Алексей Кузнецов| опубликовано в номере №1443, июль 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

или Прозаические будни театра поэзии

Существует некая общепринятая, «типовая» модель сотрудничества молодежного театра и комсомольских органов. Выглядит она примерно так: театр работает под заботливой опекой райкома (или горкома, или обкома) ВЛКСМ, комсомол направляет деятельность театра, помогает ему по хозяйству, театр отвечает активным участием в комсомольской жизни города. В принципе так, наверное, бывает. Но сегодня мы расскажем о случае, который по теории бесконфликтности немыслим. Это история полного разрыва между театром и обкомом комсомола. Ситуация, о которой пойдет речь, крайне запутана и противоречива. Прежде чем начать разговор, хочу предупредить: ни в коем случае нельзя ограничивать цель этой статьи как «наказание виновных». Главная задача — помочь враждующим — да-да, именно так! — сторонам найти пути решения всех проблем, найти дорогу друг к другу. Стороны сегодня сами сделать этого не могут. Невозможность работать вместе признается реальностью номер один. Вот примеры.

Точка зрения Регины Гринберг, главного режиссера Ивановского народного молодежного музыкально-поэтического театра-студии: «Советоваться с обкомом комсомола? Бесполезно... Обком ВЛКСМ от нас просто отвернулся».

Точка зрения работников Ивановского обкома ВЛКСМ А. Каталова, В. Кирюхина, А. Чистова: никакие нормальные рабочие контакты с Р. М. Гринберг невозможны.

Вот так, просто и однозначно. Дуэль!

А теперь перейдем к делу. Для начала — немного истории. Ивановский молодежный музыкально-поэтический театр существует вот уже тридцать лет. Театр — лауреат премии Ленинского комсомола, неоднократный участник и победитель многих театральных фестивалей и смотров 1958, 1963, 1967, 1977, 1979, 1985 годов. Имеет обширную географию гастролей — Москва, Ленинград, Пермь, Владимир, Ярославль, Свердловск, Ташкент. Безусловно, это один из интереснейших народных театров страны. Все тридцать лет театр возглавляет заслуженный работник культуры РСФСР Р. М. Гринберг.

Почему же «театр не может работать» (слова Регины Михайловны)? Откуда взялся такой серьезный конфликт? Ведь театр 30 лет назад создавался именно при обкоме комсомола, и с тех пор обком шефствует над театром.

На мой взгляд, весь круг проблем можно разделить на два основных блока: хозяйственные, организационные и художественные или, если брать шире, идеологические проблемы. Правда, Регина Михайловна Гринберг такое разделение в принципе не допускает. По ее мнению, «если есть налаженное хозяйство, есть и идеологическая, работа». И тем не менее примем на время это условное разделение проблем.

Театр расположен в Доме культуры фабрики имени Балашова. В его распоряжении две сцены — малая и основная, несколько кабинетов, есть комната-музей. Места, в общем, не так уж и мало, театр занимает большую часть помещения Дома культуры. И, разумеется, возникает масса хозяйственных вопросов. Например: не оборудована вентиляция на малой сцене, в плохом состоянии фасад здания, а также подходы к театру — они темные, какие-то очень неуютные и мрачные, грязные. Масса хлопот с лампами для осветительной аппаратуры, и так далее, и так далее. И дело в том — я намеренно так подробно перечисляю все вопросы! — что все претензии театр предъявляет обкому комсомола.

Работники обкома, в частности секретарь обкома Алексей Каталов, заве- дующий отделом пропаганды Вячеслав Кирюхин, от этого не отказываются. Конечно, нельзя в один миг решить все вопросы. Может быть, работники обкома решают их чересчур медленно. Но дело не в этом. Речь идет о том, что входит в их прямые обязанности. Если идеологическое руководство, то в чем оно заключается? Или хозяйственные функции? А вернее всего — гибкое совмещение того и другого. Именно силами обкома ВЛКСМ штаб ССО в 1985 году провел ремонт в помещениях театра и в музее. Но едва ли имеет смысл ждать и требовать от обкома решения только хозяйственных задач. Конечно, слова В. Кирюхина: «Наше дело — идеологическое руководство, а хозяйством пусть занимаются фабрика и профсоюз», — приветствовать нельзя. Но «контраргумент» Р. Гринберг звучит, мягко говоря, тоже неубедительно: «Ленинский субботник был идеологическим мероприятием, тем не менее там таскали бревна!»

Но это еще не все. Один из ключевых вопросов — автобус. Дело в том, что все спектакли кончаются очень поздно — случается, актеры расходятся и за полночь. Дом культуры расположен в отдаленном месте, где, кроме одного редко ходящего автобуса, нет никакого транспорта. Конечно, актерам и зрителям добираться до дома неудобно, а подчас и опасно — уже были случаи нападения. Это факты, зафиксированные в милиции. И вот Регина Михайловна требует у, обкома автобус (который был обещан театру к 25-летию), чтобы развозить по домам актеров. И обком, представьте, автобус выделяет. Не совсем, как признаются работники обкома, новый, но на ходу. Правда, с мая он на капремонте. Правда, автобус долго стоял у обкома, не будучи ни у кого на балансе. И водителя сейчас нет. Все так. И тем не менее автобус есть, и это не «чистая фикция».

Теперь проблема кадров. У Ивановского молодежного театра сейчас в штатном расписании 14 ставок. Все, кто более или менее знаком с положением дел в народных театрах, мне могут не поверить, настолько неправдоподобно большой кажется цифра. Этого количества штатных единиц удалось добиться всеми правдами и неправдами, проводя одни через обком комсомола. другие — через облсовет профсоюзов, третьи — через Дом самодеятельного творчества. Тут вроде бы театру жаловаться не приходится. На деле же Регина Михайловна и эти ставки называет фиктивными, потому что... никто из названных трех организаций не занимается их укомплектованием! Оказывается, мало дать ставки — надо еще их и заполнить. И, представьте, все три организации регулярно направляют в театр людей. Но люди там почему-то работать не остаются,

В Ивановской области 17 народных театров, да что там область — я специально узнавал у специалистов, и мне подтвердили, что таких условий нет практически ни у кого. Директор одного из профессиональных (!) театров только ахнул, услышав про эпопею с автобусом. Тут ситуация предельно ясна: по-тенциально Ивановский молодежный театр находится в исключительном положении. На него обращено особое внимание, как бы ни возражала против этого Р. М. Гринберг. И, видимо, театр постепенно привык к особому вниманию.

Я далек от того, чтобы обвинять театр в неумении распорядиться богатейшими возможностями. Безусловно, обком комсомола, привычно объясняя разные проволочки удобной фразой: «Такие дела сразу не делаются», — не прав. И не прав серьезно, его неправота для театра чувствительна. Но не будем забывать и цель данной статьи: постараться помочь театру и обкому комсомола найти дорогу друг к другу.

Сегодня, мне кажется, мы слишком часто, до оскомины, к месту и не к месту употребляем слово «перестройка». Между тем как упоминание его всуе лишь мешает делу, скрывает от нас то, что сегодня на первый план выходит самое главное — морально-этическое понимание перестройки. Пока не произойдет внутренней перестройки, перемены самого человека, никакие дела по-новому не пойдут.

Но тут же мы подходим еще к одной проблеме. И разобраться здесь будет сложнее. Суть этих проблем Регина Михайловна называет одним словом: администрирование.

Регина Михайловна жалуется на постоянное давление со стороны обкома комсомола, облсовета профсоюза, Дома самодеятельного творчества.

Для начала разберемся в более простых явлениях. Регина Михайловна считает, что названные организации совершенно неправильно требуют от театра плана работы на сезон уже в сентябре — октябре. Сезон обычно начинается в ноябре, возникает масса творческих и прочих проблем, и театр не всегда может четко планировать свою работу. Однако... и в ноябре плана работы театра все еще не было.

Далее. Регина Михайловна говорит, что ее заставляют сдавать новые спектакли, тогда как театру сейчас выгоднее, удобнее играть старые спектакли. Что ж, вполне возможный случай. Сейчас в репертуаре театра «Мозаика» A. Вознесенского, «Настал черед» М. Цветаевой, «Мы вращаем землю» по B. Высоцкому. «Дерево добрых» Ю. Легшите делать добрые дела» Г. Поженяна. Кроме этого, театр проводит творческие встречи.

Иной раз необходимы передышка. творческая пауза, возможность закрепить уже найденное, накопить силы, мастерство. Мне кажется, различным инстанциям не стоит требовать обязательных новых постановок. Но последняя премьера в театре состоялась в апреле 1985 года. Не затянулась ли пауза? Ведь, к примеру, лет десять — новые постановки. Но и в этом вопросе надо быть очень осторожным. Как, например, рассматривать такой вариант работы театра: поэтические спектакли постоянно обновляются за счет ввода новых сцен. Появилась, допустим, новая подборка стихов А. Вознесенского — театр находит возможность ввести их в живую ткань спектакля. Это один из важнейших творческих принципов Р. Гринберг. И тут, думается, инструкции и своды параграфов могут не выдержать проверки на прочность. Или еще один спорный вопрос: спектакль «Мы вращаем землю», по существу, состоит из трех отдельных спектаклей, но идет он один вечер — как триптих. Регина Михайловна считает это тремя спектаклями, облсовет профсоюза — одним, раз идет он один вечер и продается на него один билет. Как тут быть?

Рассмотрим еще несколько «болевых точек». Несколько лет назад, рассказывает Регина Михайловна, происходили очень неприятные истории во время сдачи спектакля по В. Высоцкому. Запрещали репетировать, вымарывали из композиции некоторые стихи. Словом история действительно неприглядна, и то, что еще несколько лет назад у нас пытались замалчивать его творчество, печальная реальность. Но с тех пор многое изменилось! Изменился, например, состав обкома комсомола, ушли те люди, которые доказывали вредность Высоцкого. А ведь Регина Михайловна утверждает, что со всеми прежними составами обкома ей работалось легко, а вот нынешний состав во главе с Каталовым и Кирюхиным ей не дает работать. Как же быть тут с историей постановки Высоцкого? JM

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сказка о тройке

Фантастическая повесть

Согласно церемонии

Нравственная норма

Патент

Первое в стране видеокафе на семейном подряде открыли в Пярну две молодые супружеские пары