История нелюбви

Алексей Кузнецов| опубликовано в номере №1443, июль 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недавно театр наладил связь с комиссией по творческому наследию В. Высоцкого. Возникла идея — присвоить театру имя поэта. К открытию сезона в адрес театра от комиссии пришло письмо, в котором высказывалась поддержка идеи. Письмо должно было быть опубликовано в молодежной ивановской газете «Ленинец». Оно и было опубликовано — только без абзаца, в котором говорилось о присвоении театру имени В. Высоцкого. Оказывается, театр не посоветовался с обкомом комсомола! А раз так — вступил в силу великий принцип «как бы чего не вышло». И Алексей Каталов дает личное указание вырезать из текста тот самый подозрительный абзац. Спору нет, обкому обидно. И, наверное, театру стоило посоветоваться. Но велика ли вина? И что стоило А. Каталову пойти навстречу театру, забыв об обиде во имя прекрасного общего дела? И не впадать в начальнические амбиции. Вот это уже наглядный пример администрирования, хотя я убежден: договориться все-таки было можно и нужно!

Сюда же можно отнести и обещанные театру, но не состоявшиеся по неизвестным причинам гастроли. Гастроли не прошли и до сих пор, а они театру необходимы, чтобы проверить на деле верность своих творческих принципов.

Итак, история с именем Высоцкого и гастроли. Кроме этих двух, бесспорно, серьезных вещей, мне не удалось услышать больше ни одного примера «администрирования». Все остальные претензии театра к обкому комсомола упираются в те самые хозяйственные нужды, потому я и рассказал о них вначале. Более того, Регина Михайловна категорически против любого (!) участия обкома в творческой жизни театра. Постепенно дело доходит до таких требований: обком должен обласкать творческого работника, создать атмосферу внутреннего комфорта. Пока же, по словам Регины Михайловны, в обкоме царит «вельможный стиль», которого она боится и потому не подпускает обком близко к решению творческих вопросов. А между тем член худсовета театра А. Ефремов призывает работников обкома чаще ходить в театр, интересоваться творческой стороной дела! Ну, а мнение Регины Михайловны об идеологическом руководстве обкома мы знаем: пусть обком занимается автобусом, ремонтом, вентиляцией. Так в чем тогда администрирование? Честно говоря, кроме двух действительно логически необъяснимых случаев, больше ничего мне рассказано не было.

Каковы же перспективы?

Что касается театра, тут вопрос уже поставлен. Неоднократно высказывалось мнение о том, что коллективу нужен иной статус. Это должно быть чем-то вроде клуба, творческого молодежного центра, который, мне кажется, городу необходим. Формы работы театра во многом переросли существующую его организацию — тут и лежит корень разногласий. Правда, некоторые формы работы нуждаются в очень серьезной доработке. Так, я не увидел в театре обещанной зрительской активности — творческая встреча с поэтессой Т. Жирмунской и обсуждение спектакля «Настал черед» проходили довольно вяло и неинтересно, по крайней мере мне приходилось видеть гораздо более острые и серьезные обсуждения. Существующая в театре зрительская анкета составлена крайне примитивно и серьезным основанием для социологического исследования быть не может.

И вот что еще сегодня нужно театру — поверить в то, что предлагает обком комсомола. Сотрудники обкома просили напечатать в журнале список предложений обкома театру. Это перспективы на совместную работу.

Итак, обком ВЛКСМ предлагает: 1. Организовать шефскую работу театра над трудовыми коллективами города и области. 2. Предусмотреть четкое совместное планирование этой работы. 3. Включить в состав худсовета театра секретаря обкома ВЛКСМ. 4. Установить связи театра с близкими по творческим принципам театрами страны. Организовать поездки и встречи по линии комсомола. 5. Обеспечить участие театра в концертах творческой молодежи города. 6. Проводить вечера поэзии, диспуты, творческие встречи в студенческих аудиториях города Иванова и области. 7. Восстановить работу народного университета культуры на фабрике имени Балашова.

Может быть, этим предложениям не хватает конкретности. Но в них есть главное — стремление забыть обиды и начать наконец совместную работу. Если сюда добавить поддержку предложения Р. Гринберг о создании молодежного центра, организовать московские гастроли, срочно исправить положение с присвоением имени В. Высоцкого, организовать регулярное освещение в прессе творческих проблем театра и, разумеется, немедленно ускорить все хозяйственные работы, станет очевидной возможность нормального сотрудничества.

P.S. Этот материал был уже в редакции, когда в газете «Ленинец» появилась статья о спектакле «Мы вращаем землю». А вскоре газета посвятила целую полосу читательским откликам на эту статью. И вот что интересно: основной спор (какой там спор — война!) разгорелся не по поводу спектакля, а непосредственно вокруг театра.

«До сих пор театр был вне критики. Они (авторы статьи. — А. К.) ни в театре, ни тем более в кругу его друзей услышаны не будут». Некоторые зрители пытаются понять: в чем истоки этих «зон молчания»? Послушаем их.

«Все последние статьи ни словом не напоминают об определенном кризисе театра. Отсутствие критического начала в разговоре о театре, редкая сменяемость репертуара, недостаточная пополняемость труппы, по-моему, вредят развитию этого творческого коллектива» (В. Бахарев, художник).

«Творческий потенциал театра по-прежнему высок, тому свидетельство — ажиотаж с билетами и постоянное паломничество зрителей из других городов...» (С. Шмелев, инженер).

А вот уже слова о самом спектакле: «Проще и как-то приглаженнее (будто причесали на прямой пробор) получился в спектакле Высоцкий. Не живой поэт, а памятник» (В. Гончарова, учитель).

Такое разделение мнений свидетельствует в первую очередь о том, что Ивановский молодежный театр, безусловно, явление незаурядное. И поэтому он остро нуждается в принципиальной театральной критике. Но, возвращаясь к теме статьи, хочется сказать вот что: видимо, эта экономическая-хозяйственная-идеологическая дуэль между театром и обкомом ВЛКСМ — лишь отголосок еще более серьезных событий, которые только-только появляются на свет в огромной подборке зрительских откликов в «Ленинце».

И поэтому мы еще и еще раз обращаем внимание на необходимость открытого, серьезного, профессионального исследования творческой деятельности театра. Наверное, тогда смогут решиться очень многие проблемы, в том числе и та, что стала темой статьи.

P.P.S. И еще одно добавление. Совсем недавно мы узнали, что вопрос о присвоении театру имени В. Высоцкого решен. Отныне театр носит имя поэта. Более того: наконец-то состоялись и гастроли театра в Москве. Отметим. правда, что проходили они практически безо всякой рекламы, театр сыграл всего три раза один и тот же спектакль — «Настал черед» по М. Цветаевой. И если учесть, что в этом спектакле занята всего одна исполнительница и один гитарист, можно только недоумевать по поводу таких, прямо скажем, не очень состоявшихся гастролей. Но, как бы там ни было, а два очень важных, принципиальных вопроса решены. Значит, и пути решения проблемы упростились?..

Очень хочется в это верить.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Патент

Первое в стране видеокафе на семейном подряде открыли в Пярну две молодые супружеские пары

Школа XXI века

На вопросы «Смены» отвечает Валентин Степанов, доктор архитектуры, профессор, заведующий отделом школ и внешкольных учреждений ЦНИИЭП учебных зданий

Живите по законам вечности

Из записных книжек. Публикация Ирины Богат