И научат, как жить

Николай Шестаков| опубликовано в номере №1114, Октябрь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Каждый год в конце лета и в начале осени в ряды рабочего класса и колхозного крестьянства вливается приток свежих сил — вчерашние школьники, учащиеся профессионально-технических училищ и техникумов. Этой категории молодежи, впервые пришедшей на производство, мы и стремимся уделять как можно больше внимания. И это естественно. От того, как встретят подростка на заводе, в какое окружение он попадет, в ком найдет учителя, зависит судьба будущего мастера, его становление как человека, как личности.

Мне нравится сравнение процесса воспитания человека со строительством здания. Чем больше сил отдаешь стройке, тем быстрее растет человек. А наши комитеты комсомола, все наши активисты не жалеют сил для такого важного дела.

У входа в Белгородское локомотивное депо рядом с Доской почета железнодорожников есть такая же доска с портретами лучших учащихся средней школы № 35. Это не просто подшефная школа. Большинство молодых рабочих депо получили здесь аттестаты зрелости, в ней и сейчас учатся главным образом дети железнодорожников. И не случайно именно из выпускников тридцать пятой школы и состоит в основном ежегодное рабочее пополнение и локомотивного депо и всего железнодорожного узла. Молодые продолжают дело отцов. В депо трудится много рабочих династий. Наверное, одна из самых известных — династия машинистов Жуковиных. Ее родоначальник Илья Семенович был активным участником революции и гражданской войны, коммунисты депо посылали его делегатом на XVIII съезд партии, его сыновья Владимир Ильич и Леонид Ильич в тридцатых годах составили первую комсомольскую поездную бригаду и выступили инициаторами соревнования среди молодых машинистов, а сейчас уже третье поколение династии Жуковиных — Леонид и Анатолий — ведет поезда по стальным дорогам.

У локомотивного депо, недавно отметившего свое столетие, богатые традиции: здесь была создана первая в области партийная группа, от комсомольской ячейки депо ведет свою историю вся наша областная организация. Белгородские железнодорожники активно участвовали в трех революциях, были инициаторами стахановского движения на транспорте и сегодня делают все, чтобы беспрерывно работали железные артерии страны.

В депо создан свой музей, откуда и начинается биография молодого транспортника: здесь он получает рабочий пропуск, здесь знакомится со своим наставником, здесь, наконец, осознает свою причастность ко всему рабочему классу.

Саша Ломакин пришел в депо два года назад. Подростка приняли, хотя на заседании общественного отдела кадров он откровенно (а другого разговора на этих заседаниях не бывает) заявил, что ему надоело учиться и поэтому он решил работать. Присутствовавший на этом заседании электросварщик Сергей Александрович Гомеров только хитро, улыбнулся, но ничего не сказал своему будущему подшефному. Но через несколько дней Саша снова поступил в школу, в вечернюю. А недавно в депо торжественно отметили совершеннолетие электрослесаря Александра Ломакина, благодарность ему объявили, не за его восемнадцать лет, конечно, и даже не за школьные успехи, а за несколько рационализаторских предложений, поданных им в соавторстве со своим наставником. Сейчас электрослесарь третьего разряда Александр Ломакин работает уже в счет февраля 1974 года, недавно он вызвал на соревнование... Сергея Александровича Гомерова. Кто из них победит, наверное, не суть важно, а вот выиграют от этого соревнования они оба. И не только они.

Движение «Ни одного отстающего рядом» широко развернулось на предприятиях области. Участвуют в нем все подростки. В паспорте участника этого движения есть совместные обязательства и шефа-наставника и молодого рабочего. Конечно, они разные, эти обязательства, но разница их с точки зрения грамматики все же невелика: один обещает — научу, второй обязуется — научусь. И учат и учатся мастерству.

Белгородский котлостроительный завод — одно из крупнейших предприятий области. Только за последнее время сюда пришли 160 подростков, и у каждого из них с первого дня работы появился свой наставник.,

Приток выпускников школ и профтехучилищ требует от администрации, партийной, комсомольской и других общественных организаций решения целого ряда вопросов, связанных с трудоустройством молодежи, организацией профессионального обучения, созданием условий для труда, отдыха, дальнейшего повышения общеобразовательного уровня подростков. Эти проблемы на заводе не считают второстепенными. Вопросы о работе с молодежью вообще и с подростками в частности стоят на повестке дня постоянно действующих производственных совещаний, заседаний парткома, завкома и, естественно, комитета ВЛКСМ.

Пять лет назад на заводе был создан совет по работе с подростками, куда входят представители администрации и общественных организаций, ветераны труда и передовики производства. Совет координирует и направляет всю сложную и ответственную работу шефов-наставников, следит за учебой, бытом и досугом подростков, занимается организацией их летнего отдыха. Но совет не просто добрый всеодобряющий дядя, при необходимости он и строго спрашивает с провинившихся. На его заседаниях только в этом году обсуждалось поведение 30 подростков, нарушивших производственную дисциплину или совершивших мелкие правонарушения. На подобные заседания, как правило, вызываются наставник и родители провинившегося. Достается всем. Были случаи, что после такой «проборки с песочком» подросток, обидевшись, подавал заявление об увольнении; Но и в общественном отделе кадров, без решения которого молодого рабочего не принимают на завод и не увольняют с работы, есть член совета. Он тщательно разбирается с заявлением увольняющегося, беседует с ним, выясняет причины, заставившие молодого человека покинуть свой коллектив, и зачастую устраняет их. И вот итог: в прошлом году, например, с завода ушло 62 подростка, а в этом — в два раза меньше.

Важной формой повышения мастерства, воспитания сознательного отношения к труду является привлечение подростков к социалистическому соревнованию. Многие из них берут на себя серьезные обязательства, соревнуются и между собой за право досрочно сдать на разряд, лучше овладеть своей профессией. Как правило, в конце ученического периода среди подростков проходят конкурсы профессионального мастерства, их победителям присваивается квалификационный разряд без сдачи экзаменов.

Соревнуются между собой и наставники молодежи. Новооскольский райком комсомола разработал условия соревнования за звание «Лучший наставник» и объявил смотр-конкурс на лучшую постановку работы с молодыми рабочими и колхозниками. Подобное соревнование проходит на машиностроительном заводе (г. Шебекино), комбинате асбестоцементных изделий, на слюдяной фабрике и на других предприятиях области. Победители этих соревнований станут участниками первого областного слета наставников, где мы думаем обобщить и распространить опыт лучших воспитателей молодежи.

Есть у нас и немало наставников, которых невозможно назвать по фамилии. Это комсомольско-молодежные коллективы, где работают тысячи подростков. Именно коллективу принадлежит решающая роль в повышении трудовой активности молодежи, ее становлению и возмужанию. Вот и получается, что главный наставник молодого рабочего — коллектив.

«Здесь, — говорил на XXIV съезде КПСС Леонид Ильич Брежнев, — формируются новые социалистические качества трудящихся, складываются отношения дружбы и товарищеской взаимопомощи».

На предприятиях нашей области сейчас работает свыше 1 500 комсомольско-молодежных бригад, смен и цехов. Все они активно участвуют в социалистическом соревновании за досрочное выполнение планов решающего года пятилетки, а более двухсот из них уже работают в счет будущего года.

На строительстве Лебединского горно-обогатительного комбината широко известны дела комсомольско-молодежной бригады монтажников, которой руководит Николай Корнев. В этом коллективе царит настоящий климат ударничества, ребята трудятся собранно, увлеченно, объективно подходят к оценке труда и поведения своих товарищей.

Исследования, проведенные нами на этой Всесоюзной ударной комсомольской стройке, показали, что производительность труда в значительной мере зависит от характера взаимоотношений в трудовом коллективе, от атмосферы, в нем существующей. Интересно, что подростки, пришедшие в бригаду Корнева, примерно в два раза быстрее становятся квалифицированными рабочими, чем их сверстники из других бригад. И растут они быстро не только как специалисты, но и как организаторы производства и как воспитатели молодежи. И не случайно многие вчерашние подростки, бывшие корневцы теперь сами возглавляют комсомольско-молодежные коллективы на стройке. Один молодой монтажник с гордостью сказал мне: «Я — корневец». И это прозвучало как определение лучшего качества. А таких коллективов, как бригада Корнева, у нас немало. Мы стремимся распространить их опыт работы с подростками, внимательно изучаем и то, что делается в этом направлении комитетами комсомолов других областей и республик, ищем новые формы привлечения вчерашних школьников к активному производительному труду.

Воспитание подростков — дело не простое, оно не терпит кампанейского, скоропалительного подхода. Здесь нужна кропотливая постоянная работа, требующая выдержки, знания, творчества. И важно, чтобы занимались ею люди знающие, увлеченные, из тех, кто подростка и работе обучит и научит, как жить. Труд, конечно, тяжелый, но благородный и благодарный.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены