И комсорг, и мастер…

Валентин Сущевич| опубликовано в номере №1063, сентябрь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рабочий класс ближайшего будущего – армия высокообразованных рабочих, у которых объективно раздвинуты профессиональные границы, расширены возможности самовыражения, самоутверждения как общественной личности. Разве удивительно, исходя из этого, что молодые рабочие переходят с одного завода на другой, даже из цеха в цех на одном и том же заводе только потому, что там условия для учебы вечером лучше? Если разобраться, условия эти создаются не столько существующим законодательством, сколько атмосферой, окружением.

И эту атмосферу заинтересованности и внимания к учащемуся рабочему создает комсомол.

На одном заводе тщательно следят за соблюдением трудового законодательства. На другом – прикрепили к «школьникам» абитуриентов. На третьем – создали рабфак. На четвертом – еще что-то. А вот выбрать из арсенала комсомольских средств то, что больше всего нужно конкретному цеху, конкретной бригаде, – задача комсорга.

Все перечисленные формы работы являются специфически комсомольскими. Там, где в составе комитета комсомола по-настоящему работает сектор учебы, не редкость приказ по заводу о поощрении учащихся, успешно завершивших четверть или семестр.

Совершенно ясно, что учеба должна стимулироваться материально и морально, а общеобразовательный уровень должен быть логически и практически связан с квалификацией и перспективой рабочего. Хорошие комсомольские организации всегда держат эту проблему под контролем, создавая комплексные планы работы с заводской молодежью.

А она подчас не уверена, нужно ли ей повышать свою профессиональную квалификацию. Отсюда равнодушие, безразличие. Мол, как умею, делаю, а лучше и не надо. Когда проанализировали отношение к своей профессии наладчиков и станочников, выяснилось: 34,7 процента станочников удовлетворены своей работой, а у наладчиков такой процент составил 78.

Доказательством того, как важно использовать комсоргу подчас скрытую за внешней бравадой незаинтересованность в учебе, является социальный эксперимент, проведенный Институтом философии АН СССР среди рабочих конвейерного производства. Когда на конвейере каждый рабочий освоил ряд смежных профессий, естественно, повысился и интерес к своей работе. Знания всего комплекса производственного процесса совершили «микрореволюцию» в душе рабочего. В нынешних условиях комсорг должен быть настолько подготовленным человеком, чтобы суметь помочь каждому вникнуть в существо хозяйственных проблем, научить новичка с первого дня быть рачительным хозяином на своем месте. Чтобы у каждого пришедшего вырастало убеждение: я пришел на завод, и на своем месте я хозяин.

Например, план Челябинского обкома комсомола, разработанный совместно с областным советом профсоюзов и администрацией предприятий, охватывает все стороны жизни молодого рабочего: его вхождение в производственный коллектив, его общеобразовательный рост, получение современных технических знаний и развитие политической активности.

Не забыли челябинцы и такой пункт: «Комитетам комсомола обеспечить регулярное знакомство руководителей предприятий и общественных организаций с постановлениями ОК ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ, касающимися работы с молодыми рабочими».

Это важнейшее звено, отсутствие которого зачастую сводит эффект работы производственного сектора комитета комсомола завода едва ли не к нулю. В самом решающем месте выясняется, что активной поддержки руководства нет, да и трудно на нее рассчитывать, если директор завода абсолютно не в курсе дел, касающихся жизни комсомольской организации. Здесь инициатива, как совершенно верно заметили челябинцы, должна принадлежать нам, комсомольцам.

Разговор о проблемах становления молодого рабочего будет неполным без рассмотрения взаимосвязи между его умением (иначе говоря, качеством его работы) и желанием работать по своей специальности. Итак, умение и желание. Из опыта известно: рабочий умышленно брак не допускает. Причин может быть несколько: халатность, отсутствие навыков, неточность инструмента, плохое оборудование, настроение, о последнем, к сожалению, частенько забывают. Все эти причины – конкретные пути работы комсомольских организаций. Формы воздействия на относящихся к работе халатно известны: индивидуальное шефство, усиленное внимание комсомольской группы, воспитательные акции, в числе которых крайняя – комсомольское собрание. Дальше. Соревнования и конкурсы мастерства, как форма приобщения к тайнам профессии низкоразрядных рабочих. Ведь «поставщиком» брака являются в подавляющем большинстве случаев именно они. Неточность инструмента, плохое оборудование – это тоже поле деятельности производственного сектора комсомольского бюро и постов качества.

Недостаток воспитательной работы школы, часто встречающийся у вчерашних учеников, – неумение по-граждански осмыслить свою жизнь – ложится на плечи учителя-производственника всей тяжестью, а у него самого зачастую не хватает умения (порой опыта), чтобы правильно ориентироваться в различных ситуациях. Вот здесь-то и появляется еще одна реальная возможность «приложиться» комсомолу: «Школы передового опыта учителей-производственников», «советы новаторов», шефство над новичками, комсомольские школы и семинары, где шефов знакомят с минимумом педагогических знаний, соревнование пар. Никогда не приходилось слышать об этом?

Вот передо мной одно из распоряжений по цеху Южного машиностроительного завода (г. Днепропетровск): «По инициативе комсомольской организации цеха проведен трехмесячный конкурс молодых рабочих на лучшее овладение своей специальностью и повышение производительности труда. В конкурсе приняли участие 35 молодых рабочих и 35 их шефов – опытных, квалифицированных рабочих...»

В итоге награждение лучших пар: благодарность, премии, внеочередное присвоение рабочих разрядов. Здесь комментарии излишни.

И уж не знаю я, как назвать такого учителя, для которого шефство, наставничество не прекращаются с гудком.

Очень правильно делают те комитеты комсомола, где стремятся отыскать на заводе этих замечательных людей, умеющих сочетать в себе качества организатора технологического процесса и воспитателя, а они громко о себе не говорят, порой, наоборот, скромно отзываются о своем труде: «Учу, как все» или что-то вроде этого.

Для ряда подростков из малообеспеченных семей заработная плата не просто средство к утверждению, но и часть семейного бюджета. И как важно, чтобы учитель умел правильно понять, что скрывается за напускной бравадой и расклешенными, может быть, единственными брюками парня.

Молодой человек у порога проходной... Вероятней всего, он в скором времени приобщится к тайнам мастерства своей профессии, будет трудиться, и неплохо трудиться. Но сумеет ли он нести звание рабочего с гордостью, надолго ли запомнит рабочий коллектив, где сделал первый шаг? Это зависит от нас. Чувства эти сами по себе не появляются, их необходимо воспитывать, растить, развивать. Когда-то А. С. Макаренко сказал: «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно вы не будете воспитывать его политически и нравственно, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата».

И мне думается, что об этих словах должны помнить всегда каждый комсомольский работник и каждый мастер.

Я начинал эту статью рассказом о своем первом мастере, учителе, которому буду благодарен всю жизнь. Кто-то вспомнит своего комсорга. Счастлив тот, кому повезет вспомнить добрым словом сразу двоих.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены