Год после школы

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1392, май 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Плохие квартирные условия, жилищная проблема отнимает много времени».

«Трудно с пропиской, с жильем» (приехала в большой город из деревни поступать в вуз, не прошла по конкурсу).

«Нет определенности».

Это формулировки тех, кто недоволен. А вот высказывания тех, кто не очень доволен:

— было бы общежитие, а то на квартире очень неудобно;

— мне не нравится моя будущая специальность;

— хочется жить где-то в другом городе;

— жалею о выборе профессии;

— работа не нравится, условия быта и отдыха плохие;

— нет мест в общежитии, одной скучно;

— хочу работать по своей будущей специальности (студентка-заочница) и т. д.

А вот причины и мотивы высокой удовлетворенности:

— достигла цели, нравится работа;

— рядом верные друзья и любимая работа;

— есть хорошие друзья, легко учиться;

— получаю специальность, которая мне очень нравится;

— у меня любимая профессия, муж умница, я счастлива (19 лет, студентка, переехала из поселка городского типа в большой город).

Любопытно, что между оценкой своего положения и объективными материальными условиями жизни часто трудно усмотреть связь. Так, очень (с восклицательным знаком) довольна девушка, которой не удалось поступить в медицинский институт, учится в медучилище, получает стипендию в размере тридцати рублей и помощь от родителей примерно сорок рублей в месяц, снимает жилье. А раньше у нас шла речь о крайнем недовольстве жизнью столь же юной девушки, которая живет с родителями, тратит на себя ежемесячно примерно 180 рублей, постоянно страдает от безденежья, скуки и т. д.

Читатель, конечно, заметил, что во всех оценках своего положения — и отрицательных, и положительных — постоянно повторяется: профессия, работа, специальность. Никуда не денешься — наша жизнь неизбежно вращается вокруг работы, дело и профессия — главный ее стержень. А первые годы после школы — время профессионального самоопределения. И успехи в этой области — залог успехов во всех других сферах и сторонах жизни.

Конечно, по мере взросления выпускников школы, по мере их утверждения во взрослом мире на авансцену будут выступать и другие жизненные проблемы. В наших анкетах, в частности, почти не нашла отражения любовно-брачносемейная жизнь, важность которой для молодежи вполне очевидна. В семнадцать-восемнадцать лет эта сторона жизни привлекательна и заманчива, а время тревог и разочарований для большинства еще впереди.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Липецкая лепота

Деревянный набор для варенья, сверкающий яркими красками самовар, расписная чаша...

Анне Вески: «…И объединит нас песня»

Международный фестиваль в Сопоте

Медвежья шкура

Нравственная норма