Год после школы

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1392, май 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пока выпускники живут в родительской семье, они пользуются всеми ее достатками наряду с родителями и другими членами семьи. Зарплаты и стипендии идут в «общий котел», составляют неотъемлемую часть семейного бюджета. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев «взнос» вчерашнего школьника в семейные достатки меньше его «пая» в потреблении. Впрочем, судя по анкетам, многие на первом году «взрослой» жизни над денежными вопросами еще и не задумывались: «получаю по потребности», «живу с родителями, деньги общие» и т. д. Из работающих и получающих даже довольно высокую зарплату родителям помогают немногие. Некоторые получают родительскую помощь и тогда, когда уже обзавелись собственной семьей. Судя по некоторым формулировкам ответа на вопрос «Помогают ли вам родители?», это обстоятельство даже как бы считается «уважительной» причиной такой помощи: «Помогают, так как у меня своя семья». Так ответила двадцатилетняя студентка-заочница (на очный не прошла по конкурсу), работающая в ателье и зарабатывающая по 120 рублей в месяц; в родительской семье трое, доход ее — 400 рублей в месяц.

Есть в этом вопросе и заметные отклонения в обе стороны.

Вот еще одна двадцатилетняя девушка, живущая в Нижневартовске и работающая в нефтяной промышленности после окончания, как она пишет, «нефтяного училища» оператором. Она пишет: «Мой средний заработок 280 рублей, все деньги отдаю маме, с которой вместе живу».

А вот картина прямо противоположная. Девушка хотела учиться в вузе, не сумела поступить, работает приемщицей в ателье с зарплатой в 80 рублей. Живет с родителями, зарплату тратит полностью на себя, родители дают «дотацию» около ста рублей в месяц, матери с отцом не помогает, поскольку «и так себе не все покупаю, что хочу».

Эти две последние анкеты поразительно ярко характеризуют их авторов.

Е.Л. из Нижневартовска, отвечая на последний вопрос анкеты («Довольны ли вы своим нынешним положением?»), пишет:

«Я благодарна судьбе, что она повернула мою жизнь так, что я поступила именно в это училище, попала по распределению именно на этот участок и в этот коллектив, а самое главное — я работаю по любимой профессии».

Е. Н. из Могилева на тот же вопрос отвечает: «Нет! Работаю только потому, чтобы соседи не говорили «тунеядка», работу не люблю, хотя она легкая. Денег вечно не хватает, нечем заняться, скука, одни танцы и кино, парни все пьют и сквернословят...»

Анкетирование свидетельствует, что все выпускники школы, кто учится и работает, кто переехал в другое место и живет отдельно от родителей, получают регулярные денежные пособия. К сорокарублевой стипендии еще по 40 — 50 рублей — это наиболее часто. Но есть и по 20 рублей к тридцатирублевой стипендии, а с другой стороны — по 50 — 60 рублей дополнительно к заработку в 80 — 100 рублей. Студенты нередко снимают комнаты или «углы», что грузом ложится на их бюджет. Многие студенты определенно нуждаются в заработках. Было бы, очевидно, правильно, если бы местные органы Госкомитета по труду и социальным вопросам наладили регулярное обеспечение их посильной, интересной и денежной работой. Представляется, что в этом отношении перспективны внедренческие «фирмы» типа знаменитого одно время новосибирского «Факела».

Разумеется, и в помощи отдельно живущим студентам есть свои «полюса». Вот один из них.

Э. 3., 1966 г. рождения (18 лет в момент заполнения анкеты), обучающаяся в Омске, в дополнение к 50-рублевой стипендии получает из Сургута от родителей ежемесячно по 250 — 300 рублей. Это позволяет ей снимать квартиру площадью 25 квадратных метров. Все бы хорошо, пишет она, вот только «учусь не в том вузе, где хотела».

Такие сетования часты, типичны. Из анкет, к сожалению, невозможно понять, что мешает достаточно обеспеченным людям учиться там и тому, где и чему хочется. Скорее всего, главная причина — пассивность. По некоторым анкетам можно предположить: их авторы не очень-то знают, что им нравится, что им нужно; им лучше известно, что им не нужно и что не нравится. Это опять же говорит о плохой профессиональной ориентации.

Как сами недавние выпускники общеобразовательных школ оценивают свое нынешнее положение? Довольны ли они им?

В анкетах было предусмотрено три варианта ответа: «да», «не очень», «нет». Заполнившие анкеты распределились так: довольны своим положением («да») — 46 процентов, и да, и нет («не очень») — 33, недовольны («нет») — 21 процент. Как видим, удовлетворенность довольно высокая. Особенно ясно это становится, если учесть мотивы довольства или недовольства.

Оксана К. из Хабаровска пишет: «Довольна ли я своим нынешним положением? Этот вопрос для меня очень сложный. Когда я мечтала выучиться будущей профессии (крановщицы. — В. П.), я все силы тратила на достижение своей цели. Трудно было. Несогласие матери, непривычная обстановка на работе, взаимоотношения между рабочими — все было новым, неизвестным. Приходилось искать себя и свое место в коллективе. Мне повезло. Коллектив у нас небольшой, дружный, и меня приняли, как младшую сестру. Профессией овладела быстро, стала с большим интересом работать. И в то же время стала ощущать какую-то потерю. Я добилась своей цели. А что дальше? Для полноценной жизни мне нужна какая-то большая реальная цель. А я ее пока не могу определить. ...Мне кажется, что полностью быть довольной своим положением я никогда не смогу».

Любопытно, что среди мужчин недовольных почти нет, а вот среди женщин довольно-таки много.

Каковы же причины и мотивы оценок?

«Не достигла цели, о которой мечтала» (хотела поступить в медицинский институт, побоялась конкурса, учится в медучилище).

«Учусь не в том вузе, где хотела».

«Очень хочу учиться!» (работает на кафедре мединститута, почему не поступила в вуз — неясно).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мой аэродром

Рассказ о военном детстве

Ип

Сатирическая фантазия

Поэзия учит и учится

Нужна ли поэзия?