Год после школы

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1392, май 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Подводим итоги анкеты «Смены»

Окончание средней школы — заметный рубеж в жизни современного молодого человека. Это время важнейших решений и практических поступков, которые скажутся на всей последующей жизни. Год назад в нашем журнале была опубликована анкета «После бала» (№ 12, 1984 г.). Мы хотели взглянуть на проблемы первого послешкольного года глазами самих выпускников. Получили примерно 1100 ответов на вопросы анкеты, и вот теперь можем подвести итоги и высказать по этому поводу некоторые соображения.

Скажем сразу, что это анкетирование (как и любое журнальное обследование) не было достаточно представительным. Хотя заполненные анкеты получены из всех крупных районов страны, все-таки слабее представлены республики Средней Азии и Закавказья. Доля анкет, полученных от выпускников сельских средних школ, значительно меньше доли сельской молодежи среди окончивших школы страны. Девушки оказались много активнее юношей: их анкет в два с половиной раза больше. Исходя из всего этого, и анализировать полученные анкеты мы будем с известной осторожностью.

Сравнение результатов этого анкетирования с результатами других исследований показывает, однако, что основные закономерности и проблемы молодежи в начальный послешкольный период «схвачены» очень хорошо. Так, скажем, очень типичны анкетные данные об ориентациях выпускников, их планах, о доле тех, кому эти планы удалось осуществить, и т. д. С этих планов мы и начнем.

Первый вопрос анкеты сформулирован так: «Каковы были ваши планы при окончании школы: учиться в вузе, техникуме, ПТУ, ТУ, работать на заводе, фабрике, стройке, в учреждении, кем?»

Учиться в вузе собиралось 59 процентов выпускников общеобразовательной школы, еще один из ста собирался совместить учебу в вузе с работой, 15 процентов хотели продолжить учебу в среднем специальном учебном заведении, 5 — в техническом училище, 9 — в ПТУ, 8 — собирались работать, прочих (учиться на курсах, окончить одиннадцатый «педагогический» класс и т. д.) было трое на сто.

Что получилось фактически?

Учиться в вузах в год окончания школы стали 28 процентов выпускников — менее половины собиравшихся поступить в дневной вуз. Совмещать учение в вузе с работой стали 5 процентов выпускников, в средние специальные учебные заведения поступили 10 процентов, в технические училища — 6, а в ПТУ — 13, работать стали 35 процентов выпускников.

То обстоятельство, что три выпускника школы из пяти были нацелены на вуз, частично объясняется уходом из общеобразовательной школы тех, кто был настроен на работу, а также поступивших ранее — после восьмого и девятого классов — в средние специальные учебные заведения.

Условия для поступления в вузы в 1983 году были самые лучшие за многие последние годы. В этом году был самый большой за всю историю прием в вузы, а поколение получающих среднее образование было сравнительно малочисленным; общеобразовательную школу в 1983 году заканчивали преимущественно юноши и девушки рождения 1966 года, когда родилось всего 4,2 миллиона детей (против 5,3 миллиона в 1959 — 1960 годах); техникумы и ПТУ со средним образованием заканчивали родившиеся на год раньше, когда детей тоже было мало.

И вступительные конкурсы в большинстве вузов были незначительными.

В анкете был такой вопрос: «Если вам не удалось выполнить свои намерения, то каковы причины этого?»

Часть юношей и девушек, не сумевших поступить в вузы, отвечает на него формально: «недобрал баллов», «не прошла по конкурсу» и т. п. Многие отвечают более содержательно: «была плохо подготовлена», «не хватило знаний», «самонадеянность» и т. д.

Многие из тех, кому не удалось поступить «с первого захода», собираются поступать повторно. Поэтому одни выбирают работу, которая оставляет много времени для подготовки к экзаменам, другие выбирают работу поближе к профилю будущей специальности, третьи сознательно ставят задачу «заработать стаж». Имеется, к сожалению, и немало случаев, когда поступают не в тот институт, куда хотелось, а в тот, куда почему-либо легче попасть; потом, кстати, многие об этом жалеют.

Судя по анкетам, одни выбирают будущую специальность и соответствующий вуз продуманно и задолго до окончания школы, другие же — скоропостижно и случайно. Вот, скажем, девушка из города Чебоксары приняла решение учиться в вузе за месяц до вступительных экзаменов, Н. И. из Улан-Удэ — даже за неделю. Судя по анкетам, школа оказывает незначительное влияние на выбор жизненного пути. Выбор учебного заведения и специальности происходит главным образом под влиянием семьи, товарищей, средств массовой информации. Это еще раз подтверждает давно известное — профессиональная ориентация в нашей средней общеобразовательной школе поставлена неудовлетворительно: никакой системы в этой работе нет, школьные учителя не могут успешно вести работу по профориентации из-за слабого знакомства с миром труда. Необходима государственная служба профессиональной ориентации, которая сама работала бы на профессиональном уровне.

Из тех, кто собирался поступить в техникум, поступило большинство. Кроме того, такие выпускники с большей охотой, чем ориентированные на вуз, поступают в технические училища и ПТУ. Поэтому доля начинающих работать среди них сравнительно мала. В ТУ поступили все выпускники, хотевшие этого; те, кто хотел учиться в ПТУ, частично стали работать, а желавшие работать частично стали учиться в ПТУ. У этой сравнительно небольшой части выпускников намерения были менее определенными, более шаткими, попадались и ответы типа: «а мне все безразлично». «а мне все одно».

С началом взрослой жизни очень часто связана перемена мест проживания. По нашим анкетам, в первый послешкольный год сменили место жительства 48 процентов выпускниц школы. Данные по юношам в этом отношении непоказательны, поскольку многие из них были призваны в армию. Известно, что девушки в наше время переселяются в среднем раньше и активнее своих сверстников.

Интересны направления переселений. Все жительницы больших городов остались в больших городах, да и вообще переезды у них редки. Зато подавляющее большинство школьников из небольших городов переехали в большие — 76 процентов; там же оказалось и четыре пятых выпускниц средних школ из поселков городского типа. Из ответивших на анкету выпускниц сельских школ в деревне осталось 22 процента, примерно столько же переехало в небольшие города, а остальные оказались в больших. Здесь, однако, может сказаться малая распространенность нашего журнала в селе. Во всяком случае, сильнейшее притяжение больших городов, хорошо известное и по другим исследованиям, еще раз подтверждается и нашим опросом. Заметим, что из-за этого в разных местах страны возникли серьезные демографические диспропорции. Так, во многих областях Российского Нечерноземья среди молодежи очень сильно преобладают мужчины, а также очень велика в населении доля пожилых и старых людей; в крупнейших городах, наоборот, велико преобладание девушек над сверстниками.

Один из притягательных «магнитов» большого города — это как раз возможность получить желанное образование. Практически все вузы расположены в больших городах, большинство техникумов — тоже. В последнее время женщины у нас получают более высокое образование, чем их сверстники. Они «вытесняют» юношей из высших и особенно из средних специальных учебных заведений, хотя последним во многих случаях отдается предпочтение. Если в 1960 году среди студентов вузов женщины составляли 43 процента, то в 1983-м — 53, а среди учащихся средних специальных учебных заведений доля женщин за то же время поднялась с 47 до 58 процентов. Наши анкеты показывают, что девушки несколько успешнее сдают вступительные экзамены, чем юноши.

Дело, однако, не только в возможностях образования. Большие города предпочтительнее других поселений и по многим другим причинам. Тут существует даже своего рода мода. Вот девушка, работающая в Кургане на стройке, окончившая школу в деревне, пишет: «Все едут, уехала и я».

Переезд выпускников школы в другие места ведет, естественно, к некоторым трудностям — жилищным, материальным и т. д. Однако в семнадцать лет с огромной силой влечет новое, неизведанное, да и родные места надоели, и родители тоже. «Все плохо, скучно, надоело, уехать бы куда!» Бывает, молодые поступают по известной украинской пословице: «Хоть гирше, та инше».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Поэзия учит и учится

Нужна ли поэзия?

Медвежья шкура

Нравственная норма

Лично причастны

1945-1985. Живая память