Гимнастика вчера, сегодня, завтра

Андрей Кулаков| опубликовано в номере №909, апрель 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Надо обладать смелой фантазией, чтобы представить себе упражнения будущих олимпийских чемпионов. Оглядываясь на недавнее прошлое, убеждаешься, что пять - семь лет назад комбинации сильнейших гимнастов сегодняшнего дня показались бы невероятными. Больше того, если бы два года назад Сергею Диамидову показали его нынешнее упражнение на брусьях, он не поверил бы, что сможет делать такое. В Токио Сергей поразил гимнастический мир своими «ультра-си» на брусьях, а сейчас, готовясь к Кубку Европы, он опасается, что его комбинация на брусьях окажется «слабоватой», и готовит новые трудные соединения.

Очень быстро растет сложность. В Токио достаточно было удивить одним «ультра-си», сегодня таких элементов нужно иметь в упражнении не меньше трех, а завтра количество их увеличится до шести и более.

Я спросил Каракашьянца о комбинациях Лисицкого в 1968 году.

- Наметили кое-что, но пока не говорим, чтобы не приняли нас за безумцев, - ответил он.

- Техника! - продолжал Каракашьянц. - Чем глубже мы ее понимаем, тем больше возможностей она нам открывает. Упражнения будущего с их большой сложностью и высокими требованиями к классу исполнения осуществимы только на базе совершенной техники. Нельзя считать, что сегодня мы уже овладели ею. Нам предстоит еще сделать немало открытий.

- А что вы думаете о количестве тренировок? Сейчас гимнаст высокого класса тренируется почти ежедневно. Сколько же времени он будет проводить в зале завтра?

- Мне кажется, что объем тренировочной работы не увеличится. Изменится ее содержание. Мы надеемся на помощь ученых, они должны найти более эффективную методику подготовки.

- Какое значение будет иметь психологическая подготовка?

- Очень большое. Судите сами. На Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году разрыв между победителем и участником, занявшим шестое место, составлял 2,35 балла. В Токио он сократился до 0,85. Завтра результаты лучших будут еще плотнее. Чтобы победить на Олимпийских играх, недостаточно иметь трудные и эффектные упражнения. Надо выполнить эти упражнения в предельную силу своих возможностей. В условиях жесткой конкуренции это особенно тяжело. Нервы должны быть стальными. От природы они бывают такими не всегда, их надо специально тренировать. Пока опыт в этом направлении еще скуден. Свое слово должна сказать наука.

Да, гимнастика идет по пути прогресса. Она завоевывает все большую популярность, растет мастерство наших зарубежных соперников. Перед советскими гимнастами-мужчинами стоит задача - вернуть славу сильнейших, а перед женщинами - не уступить ее. Все ли у нас готово для осуществления этой цели?

Нет. Одного энтузиазма и творчества отдельных тренеров еще недостаточно. Гимнастика будущего требует для тренировок лучших условии, чем те, которыми мы располагаем сегодня. Подготовить чемпионку страны в зале размером с комнату - это подвиг тренера. Но он не должен превращаться в систему. Нам нужны большие, светлые залы, которых сейчас мало. Нужно новое оборудование. Гимнасты Японии показывают нам в этом пример. У них есть синтетические маты, на которые падать безопасно, как в воду, их снаряды отличаются высоким качеством, сильнейшие гимнасты используют в тренировке даже видеомагнитофон. Подготовка японской сборной ведется под наблюдением ученых. У японцев обобщается весь передовой опыт, отечественный и зарубежный, выходит масса учебных фильмов, пособий, издается специальный гимнастический журнал. Такие журналы есть и в США и почти во всех странах Европы. Обидно читать журнал «Гимнаст», издающийся в государстве-карлике Люксембурге, в то время как в нашей стране, где гимнастикой занимаются миллионы, у гимнастов нет своего издания. Нам необходим такой журнал.

Будущие достижения в гимнастике возможны только на научной основе и при наличии высокого уровня знаний спортсменов и тренеров.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены