Гимнастика вчера, сегодня, завтра

Андрей Кулаков| опубликовано в номере №909, апрель 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Когда она взорвется?

- В мае на Кубке Европы.

Бороться за Кубок Европы Лисицкому еще не приходилось. В 1963 году он ездил в Белград запасным участником. В Токио он опередил двукратного чемпиона Европы югослава Церара и итальянца Меникелли. Но Меникелли показал лучший результат среди всех участников Олимпийских игр по произвольной программе. А ведь Кубок Европы разыгрывается только по произвольным упражнениям. Так что итальянский гимнаст будет очень опасным соперником. Чтобы завоевать приз континента, надо не просто уверенно и безошибочно выполнять комбинации в каждом виде. Надо еще чем-то удивить, говоря словами Каракашьян-ца, в упражнении должна быть «бомба».

То, что вчера отличало сильнейших гимнастов мира, сегодня осваивают все мастера. В зале, где тренировался Лисицкий, было много молодых гимнастов. Все они разучивали элементы высокой сложности. Я видел, как целая группа выполняла опорные прыжки с поворотом на 360 градусов. В Токио такой прыжок показал только победитель в этом виде - японец X. Ямасита.

Успешному освоению сложных элементов способствуют методические находки тренеров. Так, например, ленинградский тренер по акробатике Ю. Попов разработал новую методику обучения гимнастов сложнейшим акробатическим прыжкам. В прошлом году я видел, как Попов за несколько занятий обучил спортсмена из Омска В. Кибанова двойному сальто. На первенстве СССР Кибанов впервые в истории нашей гимнастики выполнил двойное сальто в вольных упражнениях. На этом же первенстве ученица Попова ленинградка Л. Ка-дыш сделала в начале и в конце вольных упражнений сальто назад с поворотом на 360 градусов, В Токио даже не все мужчины-финалисты в вольных упражнениях смогли закончить свои комбинации таким эффектным прыжком. Что касается женщин, то ни одна участница токийской Олимпиады не выполняла такого сальто. А в Ленинграде благодаря методике Попова этот элемент осваивают даже юные гимнастки.

Многих интересует, как готовилась Лариса Петрик. Ее тренер Викентий Дмитриев говорит: «Я работаю по системе Кныша». Ренальд Кныш - тоже белорусский тренер. Он живет в Гродно.

Петрик выросла от новичка до сильнейшей гимнастки страны в зале размером 10 х 8 квадратных метров, переделанном из бывшей столовой. В таком же крошечном зале готовились ученицы Кныша Волчецкая и Алексеева. Обе они чемпионки СССР. Дома у них не было никаких условий для тренировки. Разбегались из коридора зигзагом. приземляясь, рисковали угодить на печку. Значит, дело не в условиях. А в чем же? В методике подготовки. Кныш, например, придумал совершенно новый способ обучения опорным прыжкам. Его девушки вообще не прыгали через «коня», но зато выполняли большое количество разнообразных прыжков, преимущественно акробатического характера, с приземлением на кучу матов. Отсюда, и родились новые прыжки с поворотом на 360 градусов, принесшие гимнасткам золотые медали.

Петрик пришла в спортивный зал, когда ей было десять лет. Ее привел отец, сам в прошлом гимнаст. Но до этого Лариса два года посещала балетную студию. Хореографическая подготовка во многом определила ее дальнейший рост. Стиль Ларисы сочетает изящество движении балерины и безукоризненную спортивную технику. Чувствуется, что ее подготовке не мешала поспешность.

И все-таки после победы Петрик часто можно было слышать вопрос: «А не рановато ли ей быть чемпионкой?»

По мастерству нет. А по возрасту? Золотая медаль в 15 лет - беспримерный случай в гимнастике. Вчера такого небывалого успеха добилась Петрик, сегодня рядом с ней могут встать другие такие же юные спортсменки. В современной женской гимнастике главную роль играют гибкость, пластичность движения и сила ног. Эти качества можно развить в достаточной степени без ущерба для формирования юного организма. Нужна методика подготовки более совершенная, чем нынешняя. Дмитриев сумел ее найти. Его примеру должны последовать все наши детские тренеры. Но нельзя допускать, чтобы творчество подменялось искусственным форсированием результатов, натаскиванием.

Возраст мужчины - мастера высокого класса - сегодня в среднем - 22-28 лет.

Абсолютному чемпиону токийской Олимпиады Юкио Эндо 28 лет. Пять лет назад его имя было неизвестно даже в Японии. Он занимал место в четвертом десятке японских гимнастов. И вдруг в олимпийском, 1960 году Эндо сделал стремительный скачок. Он не только вошел в сборную Японии, но и занял в Риме пятое место по многоборью. На чемпионате мира в Праге Эндо был вторым. Теперь он первый! Вряд ли можно предположить, что кривая его успехов завтра пойдет вниз.

Олимпийский чемпион в вольных упражнениях итальянец Франко Меникелли родился в 1941 году. На Олимпиаде в Риме ему было 19 лет. Тогда он завоевал бронзовую медаль в вольных упражнениях и замял десятое место по многоборью. В Токио он переместился на пятое, а по произвольной программе даже опередил Эндо! Его тренер Жан гюнтхард считает, что своих высших результатов Франко достигнет к Олимпиаде в Мексике. Ему будет в 1968 году 27 лет.

Тренер Лисицкого Каракашьянц считает, что спортивный расцвет его ученика наступит в 27 - 28 лет, то есть к следующим Олимпийским играм.

Но есть уже тренеры, которые доказывают, что спортсмен может пробиться к высотам гимнастики в более короткий срок. Мы уже говорили о том, что в финале первенства СССР успешно выступал 17-летний москвич Валерий Карасев. Он ученик заслуженного мастера спорта Евгения Ко-ролькова, в недавнем прошлом одного из сильнейших гимнастов страны.

Михаила Воронина подготовил тренер московского «Динамо» Виталий Беляев. Два года назад Миша выполнил норму мастера спорта. В прошлом году он вошел в состав олимпийской сборной и ездил в Токио запасным участником. А в декабре оспаривал титул абсолютного чемпиона страны. Беляев очень рано начинает обучать сложным упражнениям. Мастерские элементы у него делают дети в 13-14 лет. Он работает по детально разработанной системе, которая явилась результатом многолетних обобщений.

Но как бы* ни совершенствовалась методика тренировки, а юноши в 15 лет, думается, не смогут завоевывать золотые медали в чемпионате страны. Современная мужская гимнастика, с ее постоянно растущей трудностью упражнений, требует все больших тренировочных нагрузок. Они под силу только взрослому человеку. Задача юношеской гимнастики - накопление багажа элементов, становление правильной техники. Нам нужны не мастера-скороспелки, а такие «нестареющие» спортсмены, как Борис Шахлин. Он рано начал заниматься гимнастикой, но никогда не был вундеркиндом. Мастером спорта Шахлин стал в 20 лет, олимпийским чемпионом - в 25 лет и продолжает оставаться им и сегодня, в свои 32 года.

Итак, сегодняшний день нашей гимнастики - это прежде всего активный рост молодежи. Она успешно овладевает упражнениями, которые вчера были доступны лишь олимпийским чемпионам. Передовые тренеры прокладывают новые, более короткие пути к вершинам мастерства.

Завтра

Через два года состоится очередной чемпионат мира. Через четыре - Олимпийские игры. Чтобы хорошо подготовиться и этим стартам, надо угадать, как далеко за это время шагнет гимнастика в своем развитии. До сих пор прогресс был скачкообразным - каждые два года после чемпионатов мира и Олимпийских игр.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены