Где шьют башмаки

Н Кимский| опубликовано в номере №101, май 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодые кустари Кимрского и Ленинского уездов

ВИТРИНЫ модных магазинов на Столешниковом и Кузнецком расцвечены выставкой модных с вырезами туфелек и башмаков.

Вы видите в окне магазина изящный ботинок, при взгляде на который и в голову не придет, что это - кустарная работа. Однако, мало кто знает, что манящие витрины Столешникова и Кузнецкого, башмачные и сапожные гирлянды на Сухаревке ведут нити свои в Кимры, Тверской губ. и Талдом, ныне Ленинск.

Талдом не случайно гордится своим прошлым - жил там когда - то Салтыков - Щедрин. Дом его там и сейчас имеется. Школа второй ступени именем его названа. Жил бы и сейчас великий писатель - немало описал бы он веселого и грустного об этом городе. Подавляющее большинство населения уездов - башмари.

В Ленинске есть даже улица целая - Кровавой называется. Выстроена она во время войны. Обитатели ее нажились на военных сапогах. Из опорок они искусно созидали подошвы, прозванные «тысяча и один гвоздик». Прозвище это носит отпечаток той сложной работы, которую надо проделать, чтобы из старых голенищ - получилась подошва.

Вообще мастерство изворотливости и жульничества здесь развито небывало. На рынок выходит каждый раз несколько тысяч кустарей, и никто не решится утверждать, что среди них найдется десяток, которые вынесли «честную» работу. Где - нибудь обязательно кроется хитрость - либо в картонной подошве, либо в таком же заднике.

«Лепилы» - местные мастера. Лепят, а не шьют.

- Я тебе продал, чтобы на руках носить, а не топтать, издеваются башмари. Таков рынок.

Есть здесь и производственные артели.

Увы, очень часто в них орудуют бывшие люди. При большом проценте неграмотных, там часто процветает грабеж, обжуливание кустарей и т. д. Молодежи в артелях немало. Работают они лучше стариков, старательней, чище. Но работают по - старинке. На «липке».

Липка - скамеечка - отнимает у молодежи, как и у стариков, 18 часов в сутки.

Под «базар» ученик, подмастерье и хозяин «дуют» все ночи. Но зато после, если уж загуляют, так на неделю, на две.

Гуляют здесь по - особому. При мне в с. Прислон на масленицу собралась стенка. Стенка подготавливается месяцами. Годами вкоренилась она. Дрались прислонские из Ленинского уезда, с кимрскими, Тверской губернии. Кимрский уезд - через Волгу перейти.

И вот с утра в масленичные дни выходят ребята, «шпингалеты», и начинают подзадоривать:

- Лепилы, боитесь что ли?

- Сопляры, наддадим вам уж.

- А побоитесь!

К «шпингалетам» присоединяются ребята постарше, потом даже старики. Стенка готова.

На этот раз при мне двинули в село стрелковый кружок, кинопередвижку, мобилизнули кажется и пожарную дружину, но стенка все же состоялась.

Стенка - это отображение того быта, который окружает кустаря.

Парнишку с 11 лет берут на липку. На «липке» он первый год сидит за 50 рублей (в которые входит обувь и одежда). На второй год он по такому же расчету получает 100 рублей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены