Фредерик Шопен

Александр Торопов| опубликовано в номере №538, октябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 100 - летию со дня смерти

В октябре исполнилось 100 лет со дня смерти гениального польского композитора и пианиста Фредерика Шопена. Не только Польша, но и весь цивилизованный мир отметил эту дату, ибо творчество Шопена - это большая глава в истории мировой музыкальной культуры.

Будущий «поэт фортепиано», Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в семье домашнего учителя. В самом раннем возрасте Фредерик обнаружил необычайное влечение к музыке. Шестилетним ребёнком он играл на фортепиано всё, что играла его мать, хорошая пианистка. В восемь лет Шопен сочиняет своё первое произведение - «Полонез для фортепиано».

Получив первоначальное музыкальное образование у педагога Живного, который направил музыкальные вкусы юного Шопена в сторону классических образцов, Шопен поступает в Варшавскую консерваторию и под руководством опытного и серьёзного музыканта Иосифа Эльснера оканчивает её блестяще. Эльснер оценил огромное дарование Шопена и не стеснял его творческого полёта. «Оставьте его в покое, - говорил он педагогам. - Шопен идёт необычайным путём, но и дарование его необычайно». В консерваторском журнале Эльснер написал о Шопене: «Музыкальный гений».

По окончании консерватории девятнадцатилетний Шопен дал концерт в Вене. В венской газете писали: «Шопен привёл всех в изумление, ибо проявил исключительный талант и даже известную степень гениальности. Молодой артист выступил с импровизацией перед той публикой, в присутствии которой, кроме Бетховена, лишь очень немногие добивались признания».

Возвращение Шопена в Варшаву было кратковременным. В этот период он написал свой пленительный E - moll ный концерт. В 1831 году он уезжает в Париж. С собой он увозит серебряный кубок с родной землёй, преподнесённый ему соотечественниками.

По дороге в Париж Шопен останавливается в Штутгарте, где узнаёт о подавлении восстания в Варшаве. Возвратиться в Варшаву он не может. Не может он ехать и дальше, так как власти Штутгарта не дают ему визу на въезд в революционный Париж. Здесь в мучительное тревоге, в бессильной тоске и создаёт Шопен свой знаменитый революционный этюд C - moll, в котором звучит ярость борьбы и сдержанной силы. В эти же дни, выражая своё настроение, Шопен создаёт прелюды D - moll и A - moll, в которых звучит и сила и скорбь человека, оторванного от горячо любимой родины.

Наконец Шопен получает визу и приезжает в столицу Франции. Париж в те годы был культурным и артистическим центром Европы. Здесь жили и творили Виктор Гюго, Бальзак, Жорж Занд, Мицкевич, Генрих Гейне, художники Гораций Берне, Ребер, Делякруа, музыканты Берлиоз, Мейербер, Беллини, Россини, Лист. Романтическое направление становилось главенствующим течением в искусстве. Частыми были концерты знаменитых исполнителей, в концертных залах звучала музыка гениального скрипача Никколо Паганини, «короля пианистов» Кальбреннера и других. В этой среде нелегко было завоевать признание, но гений Шопена сразу покорил весь артистический Париж. Французские газеты писали после концертов Шопена, что «лучшими пианистами эпохи являются Шопен и Лист». Его имя ставилось в один ряд с Паганини и Берлиозом. Знаменитый Шуман, просмотрев вариации Шопена к моцартовскому «Донжуану», воскликнул: «Шапки долой, господа, это гений!».

Шопен привёз в Париж первую тетрадь своих этюдов: два концерта, полонез, мазурки, вальсы, ноктюрны. Основные черты стиля Шопена сложились ещё на его родине. Вальсы предназначались не для танцев, а для концертной эстрады и отличались необыкновенной поэтичностью; ноктюрны были полны чарующей прелести; этюды представляли собой самостоятельные художественные произведения. Мазурки Шопена, которые он сам называл «образками» (картинками), были творческим отражением польского народного танца «мазур», слышанного им ещё в детстве в польской деревне; полонезы возрождали картины былого величия рыцарской Польши. В созданном им впоследствии трагическом полонезе Fis – moll слышится канонада сражения, характеризующего эпопею польского восстания 1831 года.

В другом полонезе, As - dur (Grande polonaise), блестящем и величественном, рисуются музыкальные картины битвы под Гроховым. В «trio» полонеза ясно ощущается нарастание, рисующее приближение войск, залпы орудий, борьбу враждующих сил. О таких произведениях можно сказать словами Шумана: «Это пушки, спрятанные в цветах».

Тоска по любимой родине не оставляет Шопена. Мечта о возрождении Польши, горячая любовь к родине были основной идеей в жизни Шопена, и эта идея отразилась на всём его творчестве, оставив след почти во всех его произведениях.

Подлинная связь с народным польским искусством и чарующая прелесть мелодии, гармонии и ритма, идущих от истоков польской народной музыки и песни, определили всеобщее признание Шопена.

Шопен сферой своего творчества избрал только один музыкальный инструмент - фортепиано - и был подлинным реформатором в области фортепианного исполнительства и композиции для фортепиано.

«Поэт фортепиано», «Рафаэль фортепиано» - этими поэтическими именами назвал Шопена Париж.

Фредерик Шопен тесно сблизился с польскими революционерами - эмигрантами - поэтами Юлием Словацким и Адамом Мицкевичем, с известной французской писательницей Жорж Занд. Несомненно, творческая близость Шопена и Жорж Занд не могла не повлиять благотворно на творчество каждого из них.

Шопен и Жорж Занд провели несколько месяцев на юге Испании, на острове Майорка. Волшебная природа Майорки оказалась обманчивой: пошли дожди, начались сильные ветры, и Шопен, у которого уже начал развиваться туберкулёз, простудился. Однако недомогание не помешало ему чрезвычайно плодотворно работать. В это время он создавал свои знаменитые прелюды, являющиеся, по определению Антона Рубинштейна, вершиной шопеновского творчества. Они отражают разнообразные движения человеческого сердца, рисуют сложную гамму человеческих переживаний: здесь и улыбка, и радость, и надежда, и трагизм беспредельного горя. Характерно для Шопена, что и на Майорке, работая над своими прелюдами и полонезами, он не отразил в них майоркских впечатлений. Перед его душевным взором были не красоты Майорки, а картины его далёкой родины. В полонезах A - dur и C - moll звучат темы из истории Польши, баллада F - dur написана на сюжет поэмы Мицкевича «Свитезянка».

Больной Шопен с радостью покинул «остров обезьян», как он называл Майорку, и поселился в именье Жорж Занд «Коган».

Несколько лет работал он над сонатой B - moll, центром которой является гениальным похоронный марш. «Всё, что есть торжественного и раздирающего в траурном шествии целого народа, присутствующего на собственных похоронах, слышится в звуках этих колоколов», - писал об этом марше Лист.

«Музыка может выражать все страсти, все скорби, все страдания, - говорил Шопен, - но даже в самых ужасающих ситуациях не должна раздражать ухо, но чаровать его и, следовательно, оставаться всегда музыкой». Романтическое вдохновение Шопена было облечено в классическую форму. У Шопена было несколько любимых учеников, в том числе известная русская пианистка Вера Кологривова.

Работал Шопен необычайно усердно. «Он запирался целыми днями в своей комнате, плакал, ходил взад и вперёд, ломал перья, напевая и повторяя по сотне раз один и тот же такт, и по шести недель просиживал над одной и той же страницей», - вспоминает Жорж Занд.

Революция 1848 года вызвала в Шопене надежду на возрождение Польши. В Италии Мицкевич формировал батальоны, вспыхнуло восстание в Познани. Из разных мест шли патриоты в Париж, и Шопен провожал польских патриотов на родину.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Защита диссертации

Отрывок из романа «Предшественник»