«Фабрика благочестия»

Вал С| опубликовано в номере №138, ноябрь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

СЕКТАНТЫ и их приспешники развернули усиленную работу за овладение, привлечение большого количества молодежи в свои ряды. Достаточно сказать, что из 6 миллионов членов различных сектантских общин около 2 МИЛЛИОНОВ принадлежит молодежи. Это является чрезвычайно ярким показателем того, насколько сектанты проникла в гущу нашей молодежи. Путем разных уловок, путем различных ухищрений контрреволюционеры в божественной тоге стараются привлечь молодежь, используя всячески плохую работу комсомольских ячеек, некоторую несознательность рабочих и пр.

Новая пьеса Дм. Щеглова - «Фабрика благочестия» - как раз и написана на эту тему. В момент, когда пишутся эти строки, пьеса еще находится в черновой обработке и пойдет только в конце ноября на сцене Московского передвижного рабочего театра. Она, главным образом, предназначена для рабочих клубов Московской области.

Сюжет пьесы построен на основании действительного происшествия на ленинградском заводе Металлоштамп, где из 1300 чел. рабочих большинство было вовлечено в сектантскую общину, вследствие весьма слабой И неэнергичной работы комсомольских и партийных организаций.

Группа сектантов, называющая себя «слугами социализма и бога общего», прикрывающаяся различными советскими лозунгами (она даже агитирует за социалистическое соревнование, за поднятие производительности труда и т. д.) под руководством старого заводского мастера Клекова ведет борьбу за увеличение числа членов своей общины. При помощи сожительницы Клекова - хитрой пройдохи Марты - сектантам удается привлечь на свою сторону комсомолку Зину - одну из главных героинь пьесы. Зина ушла в «христомод», как называют сектантскую группу на заводе, неспроста, не сразу, а после упорной и долгой борьбы. Она жила с комсомольцем Митей, нахватавшимся «верхов» парнем, который все высказываемые ребятами сомнения и недоумения объяснил одной фразой - «противоречия переходного периода». Когда на Чину началась «охота» со стороны сектантов, когда на фабрике развернулась усиленная религиозная агитации» Митя, будучи председателем ячейки безбожников, вместо разъяснительной работы на, заводе стал ожидать райкомовской инструкции, райкомовского циркуляра, как вести борьбу с сектантами. Митя не оставался на заводе в одиночестве. К его бюрократической тактике прибегало и большинство членов ячейки, за исключением трех человек - недавно окончившего партшколу Петра, молодой работницы Маши и комсомольца Тузика. Они своей тактикой, своей нечуткостью оттолкнули Зину, заставили перейти ее, хотя и временно, в лагерь врагов.

Сектанты торжествовали победу. Происходит посвящение Зины в общину, в «пресвятые сестры». Ее берет жить к себе Марта. Она всячески пропагандирует ее, всячески начиняет ее различными сектантскими познаниями, предлагая ей уехать, примерно, в качестве «божьего» инструктора по Союзу с окладом жалования 120 руб. в месяц. А в это время другие сектанты расширяют свою работу на заводе. Они мутят рабочих, они требуют, чтобы заводоуправление разрешило им, сектантам, произвести подписку на сбор денег на постройку общежития для рабочих или же отпустило деньги сектантской общине. Когда им это не удается, сектанты решаются пойти на преступление. Узнав, что комсомольская ячейка назначила субботник для закладки дома, «главковерх» сектантов Клеков вместе со своим подручным Житиковым сговариваются поджечь постройку.

Зина случайно подслушивает этот разговор, происходящий на квартире у Марты. Она вскрикивает от неожиданности, испугавшись того, куда же она в конце - концов попала. Клеков с Житиковым связывают Зину. В результате ее освобождает сектант Авдей. Клеков, озлобленный этим и выследивший Авдея, набрасывается на него и после краткой борьбы сам становится жертвой своей ярости. Авдей его убивает. Зина возвращается в комсомол, сразу же приняв участие в первом комсомольском субботнике.

Вот вкратце содержание пьесы. В целом - она интересна, написана весьма живо, не страдает дешевым шаблоном, присущим многим агитационным пьесам, рассчитанным исключительно на рабочего зрителя. Пьеса чрезвычайно своевременно заострила столь важный и существенный сейчас вопрос - борьбу с сектантством, борьбу с развивающейся религиозной агитацией. Очень хорошо и весьма ценно, что автор пьесы Д. Щеглов и постановщик ее - молодой режиссер Н. Судьбинин - не пытаются представить сектантов какими - то варварами и зверями, а комсомольцев - ангелами во плоти. Наоборот, все действующие лица представлены в настоящем своем виде, такими, какие они есть на самом деле в жизни. Сусальности в изображении типов не видно и следа.

В отдельных местах, конечно, имеется ряд недостатков, как в смысле текста, так и в смысле развертывания сюжета. Но это можно исправить и, по всей вероятности, будет исправлено. Для нас же новая пьеса Щеглова важна тем, что она заставляете призадуматься над необходимостью повести более решительную, вдумчивую и очень серьезную борьбу с сектантством.

И очень хорошо, что молодежь Передвижного рабочего театра, готовящая эту пьесу в порядке социалистического соревнования по вызову грозненского театра, как раз именно и остановила свой выбор на этой, столь нужной и необходимой пьесе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены