Этот тяжелый легкий жанр

опубликовано в номере №1282, октябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Сейчас очень моден ансамбль «Бонн М». Какого вы «о нем мнения?

– У «Бони М» много декора, антуража; звуковых эффектов, все очень ярко, экзотично. Продуманы до мелочей и аранжировка музыки, и одежда исполнителей, и эффектная манера держаться. В их выступлении много украшательства. Даже своим поведением на сцене, декоративной стороной каждого номера они как бы хотят убедить зрителя – и, надо сказать, с успехом это делают, – что именно так выглядит праздничный карнавал на Ямайке. Хотя все это хорошо продуманное, великолепно отрежиссированное и исполненное шоу скорее всего имеет очень мало общего с настоящим народным праздником на далеком острове. Но зрителю нравится такая манера исполнения, ему приятно смотреть, а это уже очень много.

Что же касается чисто музыкальной стороны дела, то «Бони М» значительно уступает «АББА». У них нет того богатства мелодий. И, кстати, их гораздо резке встретишь в исполнении других певцов и музыкантов.

У «АББА» все проще и непосредственней: и манера держаться и характер исполнения; даже в одежде они придерживаются стиля, приближенного к стилю публики, которая их слушает. В этой естественности поведения и яркой мелодичности они точные продолжатели ливерпульской четверки. Ведь и те вели себя очень естественно и выражали это в своей музыке. Те парни иногда чуть-чуть дурачились, чуть-чуть грустили, но держались предельно естественно. Пожалуй, именно этим во многом объясняется фантастическая популярность «Битлсов» у молодежи тех лет. Они пели для своих сверстников, и пели так, что, несмотря на высокий профессионализм, этого профессионализма слушатель не замечал. Он верил простым парням на сцене, которые как бы говорили: мы такие же, как и ты, ничем не лучше, мы поем сейчас для тебя, ты и сам мог бы спеть не хуже нас.

– Разговор о «Битлс» обычно вызывает воспоминания не только об их музыке, но и введенной ими моде на длинные волосы, о шумных скандалах, сопровождавших их выступления. А теперь, когда ансамбль давно уже распался, когда каждый из era участников, работая сам но себе, не достиг тех высот, какие они покорили вместе, теперь мы с грустью говорим: увы, таких уж нет... Странно, не правда ли? Может быть, и сейчас мы кого-то недооцениваем, а пройдет время – будем сожалеть, что их вен оказался столь коротким.

– Что касается творчества «Битлсов», то тут не может быть двух мнений. Их музыкальное наследие огромно, ими оставлен значительный след в развитии легкой музыки. А скандалы, акты вандализма, сопровождавшие некоторые их концерты, поклонение, доведенное до психопатии, – все это уже из другой области и не имеет никакого отношения к искусству. Но пути западной рекламы неисповедимы. Чистоган диктует моду. Потасовки с полицией и погромы во время концертов служат все тем же корыстным целям: больше шума – больше сборы. Забывать об этой оборотной стороне западной культуры не следует. Нужно только четко различать, что воистину ценно, а что наносно. «Битлсы» подарили нам много замечательной музыки, а не только мужскую моду на длинные, до плеч волосы.

Что же касается недооценки некоторых современных исполнителей, то, по-моему, грешим мы как раз в другом: переоцениваем довольно скромные дарования. Но это особый разговор...

– Давайте же вернемся к нему чуть позже. А сейчас я хотел бы продолжить ранее начатую тему: кого из зарубежных певцов и исполнителей вы бы удостоили первой мировой площадки?

– Мирей Матье, Лайза Минелли, Демис Руссос, Элтон Джон. Кто-то выше, кто-то ниже, но все первые номера, признанные во всем мире мастера. Как видите, мой список отнюдь не оригинален. Чем нравятся они? Конечно же, высоким профессионализмом. Но главное – каждый из них личность.

Мирей Матье олицетворяет для меня Францию. Несколько видоизменив, она продолжает традицию Эдит Пиаф, с чисто французским грассированием, экспрессией, элегантностью. Исполнение французских шансонье всегда отличало подчеркнутое внимание к актерскому началу, к тексту, склонность к речитативу, собеседованию со слушателем.

О Демисе Руссосе можно сказать, что он открыл для нас эстраду Греции. До него, если не считать Иованну, мы практически не знали греческих певцов. Руссос стал символом своей страны. Когда я слышу его песни, сразу представляю голубое небо Эллады, море, простор, юг. Вспоминаю мифического Орфея. Если французам характерен речитатив, то тут – кантилена, летящая музыка. И мелодии его мне нравятся и улыбка. Его пение – радостное искусство. В нем что-то от греческой скульптуры, от спокойного Олимпа.

А вот Лайза Минелли представляет американский стиль в чистом виде. Озорное, эксцентричное, дерзкое, до совершенства отточенное мастерство певицы и танцовщицы

Элтон Джон создает образ рабочего парня лондонских окраин. И песни его – песни улиц, пабов. Есть в нем что-то нарочито простоватое, начиная от его кепки, странных шаровар и сапог. Но это только найденный и убедительно играемый им образ. На самом деле Элтон Джон – прекрасный пианист, тонко понимающий музыку...

– А Том Джонс, Хампердинк, Шнрли Бесси и многие другие «звезды», которых вы не назвали?

– Это уже иной уровень. Красивые голоса, красивая музыка, красивая аранжировка, красивая манера пения – в общем, все красиво. Только вот нет той самобытности, нет крупной личности исполнителя или хотя бы национального колорита. Их стиль более обычен, хотя это эстрада очень высокого профессионального уровня.

– Итак, вы цените не только мастерство исполнения, но и то, насколько сам он является личностью. Кто же из наших эстрадных артистов отвечает, по вашему мнению, такому высокому требованию?

– Из исполнителей прошлых лет – прежде всего Утесов, песни которого и манера их подачи создали целую эпоху в советской эстраде, Марк Бернес. Из современных – Людмила Зыкина, особенно ее исполнение народных песен. Когда ее выдвинули на Ленинскую премию, она давала концерт перед жюри, членом которого являлся и я. Все мы прекрасно знаем творчество этой замечательной певицы, и тем не менее даже для нас, людей искушенных, ее исполнение народных песен было откровением. Она пела их без сопровождения. Но как! С одной стороны, так, как они поются в народе, и в то же время так, как их можно петь в середине двадцатого века. Она вносит в них нечто необъяснимое, что дает песне новую окраску. Я очень люблю Э. Хиля, Л.Сенчину...

Ну и, конечно, мне нравится Алла Пугачева.

Вот этого я не ожидал. Наверно, признание Петрова было для меня неожиданным потому, что мне лично исполнение Пугачевой не нравится. Со веем, что он говорил до этого, я был согласен, только поддакивал, а тут споткнулся. Переспросил. Оказывается, он не оговорился.

– Объясните, пожалуйста, почему вы так высоко цените ее?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены