Этот тяжелый легкий жанр

опубликовано в номере №1282, октябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Андрей Петров, секретарь Союза композиторов СССР, лауреат Государственных премий СССР

По телефону мы договаривались, что темой нашей беседы будут проблемы легкой музыки. А когда встретились, Андрей Павлович сказал: – Может быть, моя аналогия покажется спорною, но я хотел бы оттолкнуться вот от какого сравнения. В XIX веке в авангарде искусств стояла литература. Она была главной движущей силой в духовной жизни образованной части общества. Когда родилось кино, увлечение новым видом искусства пошло в ущерб литературе. В том смысле, что время, проведенное в кино, было отнято у книги.

Сейчас, мне кажется, молодежь отдает музыке времени больше, чем литературе и фильмам. В первую очередь это объясняется тем, что научно-технический прогресс способствовал, если так можно выразиться, распространению и популяризации музыки гораздо в большей степени, чем других видов искусства. Ведь, помимо концертов, куда, как и прежде, приходят слушать музыку специально, она обязательно звучит в кинофильмах, радио- и телепередачах, сопровождает спортивные соревнования. Ей неожиданно удалось проникнуть в сферы, куда другим видам искусства вход заказан.

Например, считают, что в некоторых отраслях производства с монотонным трудом приглушенные мелодии, звучащие в цехах, способствуют повышению производительности.

Массовый выпуск качественной звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры дал возможность каждому любителю музыки прослушивать в любое время те произведения, которые соответствуют его вкусу. Не будет преувеличением сказать, что сейчас человек живет в атмосфере постоянно звучащей музыки.

Это, так сказать, одна из особенностей нашего времени. Вторая характерная черта – та, что ныне в большей или меньшей степени звучат практически все музыкальные жанры, которые накопила человеческая культура за всю свою многовековую историю. Помимо симфонической музыки, которая всегда имела свой круг ценителей и почитателей, все большим признанием широкой аудитории пользуется рок-музыка. Новую волну популярности переживает классический джаз, одно время заметно сдавший свои позиции под натиском новомодных веяний. Вновь стали популярными ритмы и мелодии начала века, двадцатых и тридцатых годов. Стиль «ретро» вернул нам из забвения диксиленд, регтайм, танго, чарльстон, возродил мелодии, которыми увлекались в молодости дедушки и бабушки нынешней молодежи. В послевоенные годы особенно часто звучала старинная музыка XVI – ХVII веков. В конце шестидесятых – начале семидесятых годов с новой силой проявился интерес к музыкальному фольклору, причем не только своей страны, своей нации, а к народному музыкальному искусству в более широком плане. Например, к восточным мелодиям, индийским в частности.

Если воспользоваться моей условной аналогией с литературой, то можно сказать, что композиторам повезло больше, чем литераторам. Спросите сейчас любого молодого человека, кого из писателей прошлого он знает, и сразу услышите произнесенные с благоговением имена: Гомер, Софокл, Данте, Шекспир. Но это вовсе не будет означать, что книги этих титанов литературы много читают. Даже Шекспира, который к нашему времени ближе всех остальных, даже его предпочитают смотреть в театре.

А вот произведения композиторов прошлого – Баха, Гайдна, Скарлатти, Монтеверди – . мы слышим постоянно, даже если не идем на концерт их музыки: они звучат по радио, телевидению.

Так что с музыкой происходит то, чего нет ни с одним другим видом искусства, – исполняется, звучит, не пылится на полках все, что накоплено человечеством в этой области: и старинные, и современные, и народные мелодии, симфонические и джазовые, в стиле «рок», «ретро», «кантри»... Конечно, не у всех слушателей это широкое многообразие вызывает одинаковый интерес, но из-за того, что все – от древнего до ультрасовременного – исполняется, живет, звучит, каждый все это слышит, знает и может выбрать себе то, что более всего подходит его вкусу.

И еще одна особенность. Чтобы прочитать книгу, сходить в кино, в театр, на выставку, нужно «выкроить» свободное время. А музыку можно слушать всегда: и за работой и на отдыхе. Музыка – это огромный мир истинных радостей, который всегда с нами.

И еще. Язык музыки интернационален. Он не нуждается в переводе. Лучшие музыкальные произведения практически одновременно становятся известными и популярными во многих странах мира. Этому способствуют опять-таки радио, телевидение, кино, международные фестивали, гастроли зарубежных ансамблей и исполнителей, наконец, международная торговля записями, лицензиями на производство грампластинок. Стало вполне естественным, что у советских любителей можно встретить записи Луи Армстронга и ансамбля «АББА», а где-нибудь в Японии услышать нашу «Калинку», «Подмосковные вечера» и «Танец с саблями».

– Андрей Павлович, жанровое многообразие звучащей ныне музыки, о котором вы говорили, видимо, оставляет свой след не только на слушательской аудитории, формируя ее вкус, расширяя музыкальный кругозор, но и влияет на творчество композиторов?

– Разумеется. Несмотря на обилие музыкальных жанров, они отнюдь не обособлены друг от друга. Оказывая взаимное влияние, они обогащают друг друга, укрепляют связь между собой.

Вслушайтесь в современный джаз, рок и убедитесь, как элементы и приемы старинной музыки все больше проникают в них. Пример тому – произведения модерн-джаз-квартет Брубока. В музыке нашего Таривердиева тоже можно уловить баховские интонации.

Сейчас снова в почете многие музыкальные инструменты прежних времен, которые как бы передают дух старины, дух другой, минувшей эпохи: клавесин, старинные флейты, орган, не электро, а самый настоящий соборный орган.

С другой стороны, в серьезную музыку все больше проникают элементы джаза. Так было у Гер-швина в его опере и симфониях. Элементы этого же влияния чувствуются порой и в нашей симфонической музыке: у Эшпая, Кажлаева. Даже стиль «рок», который возник и набрал силу, казалось бы, совсем недавно, даже он успел воздействовать на серьезную музыку. Например, у американского композитора Бернстайна, а из наших – у латышского композитора Калныня. Его Четвертая симфония написана для классического симфонического оркестра, но с введением инструментов рок-группы и с использованием приемов рок-музыки.

– А фольклор?

– Он тоже смело вторгается в репертуар современных рок-ансамблей. Популярнейшие «Битлсы» с успехом использовали интонации старинных английских мелодий и народные инструменты. Наши «Песняры» весь свой репертуар строят на народной основе. Очень часто это не чистый фольклор, а композиция в стиле «рок» на народную тему.

Я уверен, с годами этот процесс взаимного обогащения музыкальных жанров будет еще больше развиваться. И мне кажется, что на страницах «сменовского» клуба с равным уважением и равным пониманием должны быть представлены все виды музыкального искусства, причем представлены не обособленно, не в противоречии друг с другом, а в их взаимосвязи.

– Я согласен с вами, Андрей Павлович. Но, думаю, и вы согласитесь, что молодому человеку ближе все-таки легкая музыка.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены